ГОГАРТЕН

ГОГАРТЕН
ГОГАРТЕН
ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (род. 13 янв. 1887, Дортмунд – ?) – нем. теолог, с 1933 – профессор в Геттингене, ученик Э. Трельча. Сначала находился под влиянием Фихте и нем. идеализма («Fichte als religiцser Denker», 1914;, затем примкнул к теологическому направлению, возрождавшему Кьеркегора (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ); позже критиковал идеалистическую философию культуры и истории («Illusionen», 1926), а в работе «Religiцse Entscheidung» (1921) потребовал радикального отмежевания от нее («Von Glauben und Offenbarung», 1923). Гогартен – представитель реализма веры («Glaube und Wirklichkeit», 1928; «Der Mensch zwischen Gott und Welt», 1952), отклоняющего всякое «философское толкование человеческой экзистенции». Вслед за Лютером Гогартен развил сословную этику («Wider die Achtung der Autoritдt», 1930; «Politische Ethik», 1932), в которой человек рассматривается как связанный ответственностью «перед другим».

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ГОГАРТЕН
    ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (13 января 1887, Дортмунд—16 октября 1967, Геттинген) — немецкий протестантский теолог и историк религии. Сотрудничал с К. Бартом и Р. Бультманом. Однако в 1930-е гг., в отличие от большинства представителей диалектической теологии, ставших провозвестниками христианского сопротивления нацизму, Гогартен примкнул к пронацистскому течению “немецких христиан”. Отталкиваясь от основных положений неоортодоксии Барта и христианского экзистенциализма, Гогартен разработал свое учение в рамках диалектической теологии. Его интересовали гл. о. две проблемы—религиозная сущность исторического процесса и своеобразие христианской веры. Он полагал, что Лютер освободил христианскую теологию от оков метафизики, однако его прозрение было забыто либеральной протестантской теологией 18—19 вв., растворявшей религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение — в истории, веру — в психологии.
    Согласно Гогартену, современные христианские представления об истории возникли в 18 —нач. 19 в. под влиянием метафизических систем. Тогда история воспринималась как процесс, происходящий внутри неизменной метафизической структуры, а ход истории определялся опять же внешними метафизическими факторами. Свобода от метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. В кни
    ге “Политическая этика” (1932) Гогартен утверждал, что человек творит историю через свой моральный выбор и отвечает за нее. Метафизические концепции истории сами являются продуктом истории. Подлинное христианство не зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от человека исторического самосознания, в котором человек должен принять собственное историческое существование по слову Божьему, обращенному к нам через Иисуса Христа. Гогартен трактовал христианство в секуллрном духе. По его мнению, христианская вера ведет человека к духовной зрелости и лишает мир какого-либо мифического содержания. Бог “передает” мир человеку, достигшему духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в Послании ап. Павла к Галатам.
    В целом же, с точки зрения Гогартена, христианское учение в той форме, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить современного человека. Для преодоления духовного кризиса необходимо выразить содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах человеческого существования, т. е. проинтерпретировать библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену,—явление интимное, и никакое объективное ее исследование невозможно. Для человека Бог существует только в сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с ним. Одной из основных категорий теологии и этики Гогартена является “существование”, которое может быть “подлинным” и “неподлинным”. Неподлинным Гогартен считал существование вне веры, когда человек живет в “видимом” мире вещей и жизнь его наполнена постоянной тревогой. От такой жизни человека освобождает вера, делающая его существование подлинным и осмысленным. Концепция Гогартена оказала определенное влияние не только на теологию, но и на историю религии и философию.
    Соч.: Politische Ethik. Jena, 1932; Die Kirche in der Welt. Heidelberg, 1948; Der Mensch zwischen Gott und Welt. Stuttg., 1957; The Reality f Faith. Phil., 1959.
    Т. П. Лифинцева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГОГАРТЕН" в других словарях:

  • ГОГАРТЕН — [нем. Gogarten] Фридрих (13.01.1887, Дортмунд 16.10.1967, Гёттинген), нем. евангелическо лютеран. богослов и публицист. Обучался в ун тах Берлина, Йены и Гейдельберга, служил в приходах Евангелической Церкви Германии в Рейнской обл., Бремене и… …   Православная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — («критическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология Слова Божьего») влиятельное направление протестантской теологии 20 в., которое драматично выразило кризис европейской цивилизации, вызванный Первой мировой войной и ее… …   Философская энциклопедия

  • ВОПЛОЩЕНИЕ — [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… …   Православная энциклопедия

  • диалектическая теология — (теология кризиса), ведущее направление в европейском протестантизме 20 30 х гг. XX в. Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители  К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и др.; в США  Р. Нибур. Резко противопоставив «религию»… …   Энциклопедический словарь

  • ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — (теология кризиса) ведущее направление в европейском протестантизме 20 30 х гг. 20 в. Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и др.; в США Р. Нибур. Резко противопоставив религию как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Диалектическая теология —         теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии Протестантизма 20 30 х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким Экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться… …   Большая советская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — ведущее направление в теологии протестантизма в 1920 30 е. Возникла в Германии; основоположник К. Барт (1886 1968); классические представители Р. Бультман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Э. Турнейзер, ранний П. Тиллих, позже в США Р. Нибур (1892 1971) …   Новейший философский словарь

  • БАРТ Карл — (1886 1968) швейц. протестантский теолог, оказавший влияние на все христианское богословие 20 в., основоположник «теологии кризиса». Изучал теологию в ун тах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. В 1909 1910 викарий в Женеве, в 1911 1921 пастор в …   Философская энциклопедия

  • ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное …   Философская энциклопедия

  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из под контроля религии (от лат. saeculum срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» это мирской …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»