- ГИЛЯРОВ
- ГИЛЯРОВ
-
ГИЛЯРОВ Алексей Никитич (род. 1856, Москва – ум. ?) – рус. философ. В начале научной деятельности был приверженцем философии Платона, которого приравнивал к Аристотелю по достоверности сообщаемых им сведений; впоследствии обратился к разработке точных знаний, полагая, что всякий скромный труженик науки как работник для истины несравненно выше, чем «велеречивый философ, обольщающий себя и других несбыточными надеждами и обещаниями в тумане пышных и непонятных слов». Несколько работ посвятил исследованию философии софистов (в т. ч. «Греческие софисты», 1892). Его книга «Руководство к изучению философии» носит характер подготовки читателя к чтению современной гносеологической литературы, гл. о. к восприятию защищаемого им интуитивизма. Автор призывает читателя к «терпимости ко всем обнаружениям человеческого творчества». «Наша мысль, – пишет он, – безвыходно заключена – в условия нашей природы и вынуждена рассматривать все в этих условиях». Его скептицизм переходит в прагматизм, когда он говорит, что веру необходимо пополнять знанием, а знание верой. Осн. соч. (кроме упомянутых): «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии», 1887; «Значение философии», 1888; «Гипнотизм по учению школы Шарко и психологической школы», 1894; «Что такое философия и что она может и чего не может?», 1898.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГИЛЯРОВ
-
Алексей Никитич (1856–1938) – рус. философ-идеалист. Сын Гилярова-Платонова. Приват-доцент Моск. ун-та (до 1887), затем – проф. Киевского ун-та. С 1922 – акад. Укр. АН.В работах "Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (1887), "Значение философии" (1888), "Что такое философия и что она может и чего не может дать" (1899), "Что нужно читать, чтобы заниматься философией?" (1902), "Философия в ее существе, значении и истории" (т. 1, 1916, 2 изд., ч. 1–2, 1918– 1919) Г. отстаивал мнение, согласно к-рому философия не является наукой, а представляет собой своеобразную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией, религией и тесно с ними связанную. Ее задача – примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал – истины ума и истины сердца". Их синтез Г. назвал "эстетич. состоянием" или красотой. Врем. характер этого синтеза обусловливает все перемены в философии. Системой, близкой к идеальному типу философии, Г. считал платонизм. Попыткой возрождения платонизма являются также работы Г.; "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (1888), "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель", "Учение Сократа" (рукопись). Г. принадлежит ряд обзоров по зарубежной филос. лит-ре: "Обзор трудов по истории греческой философии (за 1892–96 гг.)" (1896), "Обзор философской лит-ры за последние годы" (1898) за то же время, "Новейшие попытки философского синтеза на научной почве" (1901).В 20-х гг. начал работу над трудом "Схема истории философии в освещении исторического материализма" ("Схема icтopiï философiï в освiтленнi iсторичного матерiялiзму"), где стремился пересмотреть свое старое представление о природе философии. Работа осталась незаконченной, опубликована только ее вводная часть (см. "Зап. социально-экон. отд. Укр. АН", т. 2–6, 1926–27).Г. интересовался также вопросами художеств. лит-ры, психологии и химии. В последние годы занимался проблемами права, психологии и физиологии. Лит.: Кони Α., Профессор А. Н. Гиляров. "Предсмертные мысли XIX века во Франции...", СПБ, 1904 [Рец.].Б. Сафронов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.