- ГЕЙЛИНКС
- ГЕЙЛИНКС
-
(Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен,— 1669, Лейден), голл. философ-идеалист. Подверг критике схоластич. аристотелизм. Философия Г. сложилась под влиянием Декарта. Как один из гл. представителей окказионализма доказывал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован богом (позже Лейбниц использовал этот пример для теории предустановленной гармонии).Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v. 1—3, Is. l.j, 1891 — 93.История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; V I e e-schauwerH. J. de, Three centuries of Geulinrx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme d'A. Geulincx, P., 1967.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГЕЙЛИНКС
-
ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (род. 3t янв. 1624, Антверпен – ум. нояб. -1669, Лейден) – голл. философ; профессор с 1665. После перехода от католич. веры к реформистской боролся против схоластического и клерикального образа мысли и, исходя из дуализма Декарта, был основателем окказионализма – учения, согласно которому душевный процесс является поводом, побудительным случаем (occasion) для наступления соответствующего телесного процесса, а телесный процесс – поводом для наступления соответствующего психического процесса. Само наступление какого-либо из этих процессов вызывается Богом. Поскольку мы являемся просто зрителями этого события (ибо о душе мы знаем мало, о теле – еще меньше, а о взаимодействии их – меньше всего), то нам не остается ничего другого, как безропотно следовать неизбежному ходу вещей: «Ita est, ergo ita sit» («Это так, следовательно, пусть будет так!»). Осн. произв. – «Ethik oder ьber die Kardinaltugenden».
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГЕ́ЙЛИНКС
-
(Geulincx), Арнольд (1625–69) – голландский философ-идеалист. Проф. Лувенского (1646–58), Лейденского (с 1665) ун-тов. При жизни издал неск. произведений, к-рые были переизданы посмертно под общим назв. "Познай самого себя, или Этика" (1675); по записям учеников были опубликованы "Истинная физика" ("Physica vera", 1688), "Истинная метафизика..." ("Metaphisica vera...", 1691) и др. Как один из гл. представителей окказионализма, Г. всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела Г. иллюстрировал примером двух часов, так заведенных богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе идеалистич. этики Г. лежал принцип: "где ничего не можешь, там и не желай ничего". Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравств. задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название гл. труда Г.), в любви к богу и разуму как образу божества в человеке. В теории познания Г. отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Г., есть лишь познание разумом своих собственных модусов, проявлений.Соч.: Quaestiones quodlibeticae, 4 ed., Hanoviae, 1669; Logica..., Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta..., Lugduni Batavorum, 1663; Disputatio ethica de virtute, Lugduni, 1664; A. G. Annotata majora in principia philosophie..., Dordraci, 1691; Opera philosophica..., v. 1–3, Hagae, 1891–93.Лит.: История философии, т. 1, M., 1957, с. 406–08; Pfleiderer E., Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionallstischen Metaphysik und Ethik, Tübingen, 1882; Land J. P. N., Arnold Geulincx und seine Philosophie, Haar, 1895; Brulez L., Holländische Philosophie, Breslau, 1926; Schmilz G., Mystische Wurzeln der Geulincxschen Pilosophie, Bonn, 1944 (Diss.); Vleeschauwer H. J. de, Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957.В. Соколов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГЕЙЛИНКС
-
ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31 января 1624. Антверпен—1669, Лейден)— голландский философ. Профессор Лувенского (1646—58), Лейденского (с 1665) университетов. При жизни издал несколько произведений, которые были переизданы посмертно под общим названием “Познай самого себя, или Этика” (Gnothi se auton sive Ethica, 1675); по записям учеников были опубликованы “Истинная физика” (Physica vera, 1688), “Истинная метафизика...” (Metaphisica vera... 1691) и др. Как один из главных представителей окказионализма всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе этики Гейлинкса лежал принцип: “Где ничего не можешь, там и не желай ничего”. Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравственная задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название главного труда Гейлинкса), в любви к Богу и разуму как образу божества в человеке. В теории познания отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Гейлинксу, есть лишь познание разумом своих собственных модусов и проявлений. Соч.: Quaestiones quodlibeticae, 4 ed. Hanoviae, 1669; Logica... Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta... Lugduni Batavorum, 1663; Dispulatio ethica de virtute. Lugduni, 1664; A. G. Annotata majora in principia philosophia... Dordraci, 1691; Opera philosophica... v. 1—3. Hagae, 1891-93.Лит.: История философии, т. l. M., 1957, с. 406—08; Pfleiderer E. Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionalistischen Metaphysik und Ethik. Tub., 1882; Land J. P. N. Arnold Geulincx und seine Philosophie. Haag, 1895; Bnileî L. Holländische Philosophie. Breslau, 1926; Schmilz G. Mystische Wurzeln der Geulincxschen Philosophie. Bonn, 1944 (Diss.); Vieeschauwer H. de. Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey. Pretoria, 1957.В. В. Соколов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.