- ГВАРДИНИ
- ГВАРДИНИ
-
ГВАРДИНИ (Guardini) Романо (род. 17 февр. 1886, Верона – ум. 2 окт. 1968, Мюнхен) – итал.-нем. философ; с 1929 по 1939 – профессор в Бреслау и Берлине, с 1947 – в Мюнхене. В своих произв. пытается объяснить жизнь с позиций католицизма. Одно из главных свойств жизни – наличие противоположностей («Der Gegensatz. Versuche einer Philos. des Lebendig-Konkreten», 1925). Противоположность есть «факт взаимного исключения и одновременно включения». В работе «Unterscheidung des Christlichen» (1935) он изображает христианство как нечто отличное от религии. Его интерес направлен гл. о. на экзистенциальную проблему – каким образом такой конкретный человек, как Христос, вошел в мир и находится в нем. В этом смысле он анализирует христ. веру великих людей («Christi. BewuЯtsein, Versuche ьber Pascal», 1934; «Die Bekehrung des Aurelius Augustinus, der innere Vorgang in seinen Bekenntnissen», 1936; «Hцlderlin», 1939). Др. произв.: «Das Gute, das Gewissen und die Sammlung», 1929; «Zu R. M. Rilkes Deutung des Daseins», 1941; «Der Herr», 1937; «Die Offenbarung», 1940; «Freiheit, Gnade, Schicksal. Drei Kapitel zur Deutung des Daseins», 1948; «Der Tod des Sokrates», 1947; «Das Ende der Neuzeit», 1950; «Glдubiges Dasein», 1951; «Die Macht», 1951.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГВАРДИНИ
-
ГВАРДИНИ, Гуардини (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона — 1 октября 1968, Мюнхен) — католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 принял немецкое гражданство. После занятий химией и политэкономией изучал теологию во Фрейбурге и Тюбингене, где испытал умеренное влияние католического модернизма (диссертация о Бонавентуре, чья мистическая духовность и позднее оставалась Гвардини ближе, чем нормативная дидактичность томизма}. С 1910 священник. В 1923 в Берлинском университете (формально в Бреслау (Вроцлаве), чтобы не создавать проблем с протестантскими традициями Берлина) была создана кафедра “христианского мировоззрения и философии религии”. В 1920-х гг. он становится ведущей фигурой т. н. Литургического движения (“О духе литургии”—Vom Geist der Liturgie, 1918), направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики (ср. у Флоренского, православного сверстника Гвардини, тезис о литургии как синтетическом произведении искусства). В этот период он пользуется влиянием как воспитатель и наставник молодой католической элиты в рамках молодежного движения “Quickborn” (нем. “Родник”). Опыт христианской интерпретации европейского культурного творчества от античной классики до Нового и Новейшего времени дан в работах Гвардини, посвященных Сократу, Данте, Паскалю (“Christliches Bewußtsein. Versuch über Pascal”, 1935), Гёльдерлину, Достоевскому (“Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk”, 1933) и Рильке. При оценке этих работ необходимо иметь в виду их педагогическую задачу: Гвардини выступил здесь не как исследователь биографии и творчества этих фигур, но стремился сделать через них наглядными некие общие парадигмы понимания жизни, тяготея к непосредственному вчитыванию и вчувствованию в сами тексты без большого внимания к специальной литературе. Для него характерно стремление к осторожному, но последовательному интегрированию католическим вероучительным контекстом приемлемых для последнего аспектов той специфической культуры эстетизма, которая была разработана в начале 20 в. в символистских кругах (напр., в кружке Стефана Георге; можно вспомнить связь с русским символизмом того же Флоренского). В сходном педагогическом контексте стоят работы Гвардини, посвященные истолкованию новозаветных текстов, напр., “Господь” (Der Herr, 1937); это опыты чисто медитативной экзегезы, уже в силу жанра совершенно безразличные по отношению к т. н. библейской критике. Этот период деятельности Гвардини был прерван—в 1939 ему запретили преподавать и изгнали из академического мира. После войны он снова преподавал “христианское мировоззрение” в университетах Тюбингена, затем Мюнхена; его проповеди пользовались большим успехом у вернувшегося с войны поколения слушателей. Его важнейший труд послевоенного времени — “Конец Нового времени” (Ende der Neuzeit, 1950) продолжает характерные для посленицшевского дискурса начала 20 в. дискуссии о кризисе новоевропейского гуманизма. В конце жизни получил как оценку его антифашистской позиции премию мира немецкой книготорговли и премию Эразма Роттердамского; Павел VI предлагал ему кардинальский сан, которого престарелый Гвардини не принял. Его труды избегают академической тяжеловесности и выделяются старомодным, но живым изяществом эссеистической манеры; они, как правило, невелики по объему и обращены не столько к кругу коллег, сколько к “образованному читателю”, что было исторически связано с выходом немецкого католицизма из культурной изоляции времени господства т. н. “культур-протестантизма”, а также с веяниями, предшествовавшими Второму Ватиканскому собору.Соч.: Vom Sinn der Kirche. Mainz, 1922; Liturgische Bildung. Versuche, Burg Rothenfels, 1923; Der Gegensatz. Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925; Wunder und Zeichen. Wьrzburg. 1959; Werke. Mainz—Paderborn, 1990; в рус. пер.: Конец Нового времени.- “ВФ”, 1990, № 4; О Церкви. M., 1995.Лит.: Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962, с. 104—08; Аверинцее С. С. О книге Гвардини “Конец Нового времени”. Β сб.: Современные концепции культурного процесса на Западе. М., 1976; Babolin A. Romano Guardini filosot'o dell'alteritΰ. v. 1—2. Bologna, 1968—69; Merker H. Bibliographie R. Guardinis, Paderborn u.a., 1978; Gert H. B. R. Guardini. 1885-1968. Leben und Werk. Mainz, 1983.С С. Аверинцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.