- ВЧУВСТВОВАНИЕ
- ВЧУВСТВОВАНИЕ
-
(нем. Einfuhlung), термин психологии искусства и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса, определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Выготский Л. С., Психология искусства, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfuhlung, Lpz., 1913.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ВЧУВСТВОВАНИЕ
-
ВЧУВСТВОВАНИЕ – способность переноситься в мир представлений др. человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом – проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне. Теория вчувствования утверждает, что гештальткачества являются не свойствами воспринимаемых образов, но лишь чувствами наблюдателя, которые он вкладывает в вещи. В плане эстетическом вчувствование – это способность переносить наши собственные мысли, чувства, желания, поскольку они возбуждаются объектами природы или искусства, на сами эти объекты, как будто это является собственной внутренней жизнью последних (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ОДУХОТВОРЕНИЕ, СУЩНОСТЬ). Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно с Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике. Т. Липпс различает простое, или практическое, и эстетическое вчувствование.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ВЧУВСТВОВАНИЕ
-
термин субъективно-идеалистич. эстетики, к-рым выражается субъективистское "внесение" мыслей, чувств человека в предметы и явления объективного мира. Впервые теория В. изложена в работах Ф. Т. Фишера (F. Th. Vischer, Symbol, в кн.: Philosophische Aufsätze, 1887, и др.), к-рый заимствовал термин "В." у своего сына – историка и теоретика иск-ва Р. Фишера. В., понимаемое как "внесение" мыслей и чувств в явления реального мира, становится осн. принципом психологической эстетики Липпса (Т. Lipps, Ästhetik. Psychologie des Schönen und der Kunst, Tl 1–2, 1903–06). "Форма объекта всегда есть результат формирования мною", – пишет Липпс. Теория В. получила распространение в нач. 20 в. (в работах Вернон Ли, Воррингера и др.) и послужила в качестве теоретич. оправдания разных течений формализма в иск-ве и в первую очередь экспрессионизма. Она близка "теории сопереживания" – идеалистич. "растворения" эстетич. объекта и субъекта (Мёйман и др.). Лит.: Лапшин И., Проблема "чужого я" в новейшей философии, СПБ, 1910; Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 1–3, М., 1915; Мейман Э., Введение в современную эстетику, пер. с нем., М., 1909; WorringerW., Abstraktion und Einfühlung, 10 Aufl., Münch., 1921; eго же, Forniprobleme der Gotik, 3 Aufl., Münch., 1927; Lee Vernon Beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Cambr., 1914; Utitz E., Geschichte der Ästhetik, B., 1932.И. Máцa. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВЧУВСТВОВАНИЕ
-
ВЧУВСТВОВАНИЕ — способность переноситься в мир представлений другого человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом вчувствование — постижение эмоционального состояния другого человека в процессе сопереживания (см. Эмпатия). В “философии жизни” Дильтея процесс понимания рассматривается как процесс переживания или вчувствования, раскрыть который должна описательная, или “понимающая” психология (предмет и метод ее Дильтей называет герменевтикой). В плане эстетическом вчувствование—это “внесение” собственных мыслей и чувств в явления реального мира. Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике, становясь у Т. Липпса основным принципом психологической эстетики.В. С. Старовойтов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.