- ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
- ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
-
возникает благодаря опыту, которому человек подвергает сам себя. Уже поверхностное самонаблюдение приводит с неизбежностью к такому, напр., вопросу: как получается, что пучок разноцветных световых лучей создает у меня восприятие «союзного флага»? Каким образом может вообще получиться, что физико-химические процессы, совершающиеся в сетчатке моего глаза, имеют своим результатом нечто психическое (напр., восприятие)? Каковы отношения между внешним миром, моим телом и моей душой? Отношения между душой и телом под названием психосоматики играют центральную роль в современной медицине, психотерапии и психопатологии. Наука с несомненностью установила, что не только переживания внешнего мира ограничиваются физико-химическими процессами в организме, но также и наши мышление, чувства, желания, настроения и т. д. Как подобные переживания внутреннего мира (которые могут быть вызваны переживаниями также и внешнего мира) способны привести к движению моего тела; как, напр., мое желание поднять руку в состоянии вызвать движение руки (т.е. физикохимический процесс в мышцах)? Весь вопрос, сводится к проблеме: как психическое влияет на физическое и наоборот (психофизическая проблема)? Важнейшими попытками решения этой проблемы являются: 1) теория психофизического параллелизма (см. Психофизический параллелизм), которая в настоящее время отошла в прошлое; 2) теория психофизического взаимодействия (см. Взаимодействие), которая, кажется, значительно ближе подходит к истине; 3) восходящий к Аристотелю гилеморфизм; 4) восходящая к Э. Бехеру гипотеза виртуальности (см. Виртуальности гипотеза); 5) психосоматическая попытка решения проблемы об отношении души и тела (см. Глубинная психология). Наряду с этими имеются теории, которые пытаются решить вопрос об отношении души и тела путем отрицания принципиального различия между душой и телом; наиболее известно положение Клагеса: «Тело есть явление души, а душа – смысл телесного явления». Др. теории, теперь уже более не развиваемые наукой, суть следующие: Группа I: Существует либо тело, либо душа – 1) существует лишь душа, поскольку тело есть лишь «мое представление» (Лейбниц, Беркли, отчасти Шопенгауэр); см. Спиритуализм; 2) существует только тело в материалистически-механистическом смысле, душа же только одна из различных функций его (Ламетри, Молешотт); см. Материализм, Группа II: существует как тело, так и душа – 3) связь между душой и телом осуществляется благодаря функциям шишковидной железы (Декарт); 4) отношения между душой и телом опосредуются чисто душевными процессами (романтизм), магический идеализм (см. Идеализм); 5) душа и тело совершенно разделены; в душевных порывах проявляется забота Бога о соответствующих движениях тела, и наоборот (Мальбранш, Гейлинкс); см. Окказионализм. Ср. Действительность, Основное отношение, Память, Психофизический уровень.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.