- ВНИМАНИЕ
- ВНИМАНИЕ
-
характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор призводится сознательно, преднамеренно, то В. является произвольным, или активным. Произвольное В. является актом воли, оно присуще только человеку. Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него спец. волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное В.Конкретные особенности В. устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределённости и возможности переключения. Устойчивость В.— способность удерживать объект деятельности в поле сознания на определ. срок (от долей секунды до неск. часов). Объём В.— количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. Распреде-лённость В.— способность удерживать в поле сознания объекты одновременно неск. различных деятель-ностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятельности к объектам другой.В. стало предметом интенсивного психологич, изучения на рубеже 19—20 вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики. В силу этого понятие В. стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул рус. психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистич. трактовку В. дал франц. психолог Рибо (понимание В. как ряда приспособит. рефлексов). В совр. психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огромное значение в связи с созданием совр. сложных тех-нич. систем и специфич. деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В.Рибо Т., Психология В., пер. с франц., СПБ, 18973; Добрынин ?. ?., Осн. вопросы психологии В., в кн.: Психология, наука в СССР, т. 1, М., 1959.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ВНИМАНИЕ
-
направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Лейбниц, Кант, Гербарт). В современной психологии выделяют три вида внимания: произвольное – привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; непроизвольное – возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку); постпроизвольное – сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость. На рубеже 19 – 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул H. H. Ламе, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ВНИМА́НИЕ
-
избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наилучшего отражения действительности. Физиологич. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотношение нервных процессов в коре, определяющее степень и направленность В., устанавливается в зависимости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным изменением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлекторные формы ориентировочно-исследовательской деятельности, отвечающие обществ. характеру жизненных условий. Различают В. непроизвольное и произвольное. Как в одном, так и в другом случае В. человека привлекается прежде всего предметами, приобретшими в ходе жизни определенное значение и связанными с потребностями и задачами деятельности. Различие же состоит в том, что в случае непроизвольного В. ориентировочные рефлексы вызываются появлением самого предмета или содержанием деятельности, и В. не носит организованного характера, а в случае произвольного В. ориентировочная деятельность организуется поставленной задачей и определенным планом деятельности. Для трудовой деятельности характерно произвольное В., получившее свое развитие именно в процессе обществ. труда как необходимое условие достижения поставленной цели. "Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во всё время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Тесная связь между процессом деятельности и ее результатом часто приводит к тому, что В. начинает стимулироваться не только поставленной задачей, но и непосредственно самим содержанием деятельности. В этих случаях произвольное В. приобретает характер непроизвольного. Может быть и обратное явление: В., непроизвольно вызванное появлением объекта, начинает в дальнейшем стимулироваться необходимостью более детального исследования этого объекта, и непроизвольное В. уступает место целеустремленному, произвольному В.Лит.: Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, 2 изд., М.–Л., 1946; Гальперин П. Я., К проблеме внимания, "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, No 3; Гоноболин Φ. Η., Воспитание внимания у учащихся, М., 1955; Добрынин Η. Φ., Внимание и его воспитание, М., 1951; его же, Внимание и память, М., 1958; Милерян Ε. Α., Вопросы теории внимания в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, "Советская педагогика", 1954, No 2; Ρозов А. И., К вопросу о теории внимания, "Вопр. психологии", 1956, No 6; Произвольное и послепроизвольное внимание, М., 1958; Страхов И. В., Вопросы психологии внимания в школе, "Уч. зап. Саратовского пед. ин-та", 1954, вып. 18; Чухин Α., Внимание и способы его привлечения, Симферополь, 1949; Добрынин Η. Φ., Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; Ρибо [Г.], Психология внимания, пер. с франц., СПБ, 1892; Mierke К., Konzentrationsfähigkeit undKonzentrationsschwäche, Stuttgart [Bern], 1957; Piérоn Η., L'Attention, "J. psychol. norm. et pathol.", [P.], 1931, No 1–2; Τitchener E. В., Lectures on the elementary psychology of feeling and attention, N. Y., 1908.Л. Гурова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.