- ВИНКЕЛЬМАН
- ВИНКЕЛЬМАН
-
ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (род. 9 янв. 1717, Стендаль – ум. 8 июня 1768, Триест: был убит) – нем. археолог; с 1763 – генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял «благородную простоту и спокойное величие» греков. Величайшим творением всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный человек. Из соч. Винкельмана, изданных в 1808 в 6 тт., особенное значение имеет: «Ьber die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755. Его избр. соч. и письма изданы в 1944 под названием «Ewiges Griechentum».
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ВИНКЕЛЬМАН
-
(Winckelmann), Иоганн Иоахим (9 дек. 1717 – 8 июня 1768) – немецкий просветитель, представитель классич. нем. эстетики. По образованию богослов; учился в Берлине (1735–36) и Галле (1738–40). Проректор гимназии в Зехаузене (Пруссия, с 1743). В 1748–1754 – библиотекарь у графа Бюнау (близ Дрездена), познакомился с соч. англ. и франц. просветителей (Шефтсбери, Монтескьё, Вольтер и др.). Приняв католичество, в 1755 переехал в Рим. С 1763 – главный антикварий Ватикана и "президент древностей". Первое значительное сочинение В. – "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре" (1755); подлинное влияние его идей начинается с выходом "Истории искусства древности" ("Geschichte der Kunst des Altertums", 1764; на франц. яз. – 1766; итал. – 1779; англ. – 1850; рус. – 1890). Книга В. – первый образец науч. истории иск-ва, где рассматриваются не отд. мастера, а иск-во в целом, его возникновение, расцвет и упадок. Идеал В. – греч. скульптура эпохи Фидия, ее пластич. совершенство, уравновешенность и гармония, ее "благородная простота и спокойное величие" (Избр. произв. и письма, М.–Л., 1935, с. 107). Греч. иск-во идеально и возвышенно, оно предполагает облагораживание действительности, изгнание обыденного, смягчение или преодоление личных тревог, страстей и страданий. Причинами расцвета греч. иск-ва В. считал климат, гос. устройство и особенно политич. свободу. Благодаря ей греки смогли стать совершенными людьми; художники в Греции не зависели от частных лиц и от произвола правителей; их творчество "соответствовало величавому образу мыслей всего народа в целом" (там же, с. 267). В соответствии с этой идеей В. характеризует историю развития греч. иск-ва. "Высокий стиль", стиль Мирона и Фидия, связан с расцветом демократич. Афин в эпоху Перикла. До этого времени иск-ву недоставало завершенности ("древнейший стиль"), впоследствии же грация и утонченность возобладали над силой и героикой ("изящный стиль", после к-рого начинается упадок). Огромное влияние эстетики В. способствовало освобождению иск-ва от аристократич. манерности и догматич. канонов классицизма 17 в., где родиной иск-ва провозглашался императорский Рим, а живая античность подменялась собранием абстрактных правил.Идеи В. создали эпоху в изучении античности и оказали воздействие как на эстетич. теорию (Гёте, Шиллер, Гердер, Ф. Шлегель и др.), так и на художеств. практику конца 18 – нач. 19 вв. (Гёте, Гёльдерлин, классицизм в иск-ве франц. бурж. революции).В. впервые указал на общезначимость и непреходящую ценность греч. иск-ва и поэзии; в их классич. законченности и глубоко человечном содержании он увидел плод социальной гармонии, акт творчества свободного народа. Но внутр. драматизм и противоречия греч. истории и иск-ва не были им поняты. Метафизически идеализируя античность, В. считал др.-греч. иск-во образцом для всех времен и народов; созерцат. характер его учения сказался в трактовке антич. идеала как образа человека, отрешенного от житейских страстей и тревог. Эти стороны взглядов В. стали впоследствии основой для академизма, враждебного реалистич. иск-ву 19 в.Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1–12, Donaueschingen, 1825–29; Briefe, Bd 1–4, В., 1952–57. В рус. пер.: Избр. произв. и письма. М.–Л., 1935; История искусства древности, Л., 1933.Лит.: Мазурин К. М., Винкельман, его жизнь и сочинения, т. 1, М., 1894; Лифшиц М., Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen, Bd 1–3, 5 Aufl., Köln, [1956]; Waetzoldt W., Johann Joachim Winckelmann, [3 Aufl.], Lpz., [1946]; Gerstenberg K., Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs, Halle, 1929; Schadewaldt W., Winckelmann und Homer, Lpz., 1941; Koch H., Winckelmann und Goethe in Rom, Tübingen, 1950; его же, Johann Joachim Winckelmann. Sprache und Kunstwerk, В., 1957.Г. Фридлендер. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВИНКЕЛЬМАН
-
ВИНКЕЛЬΜΑΗ (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль—8 июня 1768, Триест—немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763—главный антикварий Ватикана и “президент древностей”.Влияние его идей связано с выходом работы “История искусства древности” (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает .климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: “древнейший стиль”, где еще не достигнуто совершенство; “высокий стиль”, связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла; “изящный стиль”, в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза “подражателей”, ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония (“благородная простота” и “спокойное величие”).Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18—19 вв.Соч.: Briefe, hrsg. v.W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1-4. В., 195257; Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1—10. Baden-Baden — Strasbourg, 1962—71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.Лит.: Wer M. Wnckelmanns hermeneutische Prinzipien, 1986.М. А. Кузнецов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.