БРЮНСВИК это:

БРЮНСВИК
БРЮНСВИК
        (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц. философидеалист, представитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость внедрения в философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако науч. метод в представлении Б., испытавшего влиянии трансцендентального идеализма Канта, выступает как независимая от объективного мира активность разума, которая сама устанавливает принципы собств. движения («Введение в жизнь духа» — «Introduction a la vie de l'esprit», 1900). Разум, согласно Б., постепенно переходящий от непосредств. восприятия внеш. черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности, выступает и как этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «моральной автономии» и др. духовных ценностей.
        Les progres de la conscience dans la Philosophie occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.
        Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БРЮНСВИК
(Brunschwicq)
Леон (род. 10 нояб. 1869, Париж – ум. 18 янв. 1944, там же) – франц. философ, профессор в Сорбонне с 1909. Представитель одного из направлений идеалистической философии, которое ставит своей задачей критику методов частных наук. Считал, что в истории человеческого духа весь период времени, начинающийся с Аристотеля и кончающийся Декартом, представляет собой возврат к «акусматической» (принимающей на веру) ступени познания, преодоление которой происходит лишь в настоящее время: можно надеяться, что вера умрет и дух станет окончательно свободным. Наиболее важная деятельность духа – суждение, существенным членом которого является глагол (связка). Бог – это не лицо, не понятие, не предмет (любви), он есть слово (глагол), связка в суждении; через Бога мы приходим к пониманию. Метафизические системы изменяются с развитием наук. Причина, пространство, время и мера суть лишь духовные функции, изменяющиеся понятия, а не независимые от мышления сущности. Вместе с Бугру и Газье издал «Oeuvres completes de Pascal» (14 vol., 1904-1914). Осн. произв.: «La modalitee du jugement», 1897; «Introduction д la vie de l'esprit», 1900; «L'idealisme contemporain», 1905; «Les etapes de la phil. mathematique», 1912; «Le progres de la conscience dans la phil. occidentale», 2 vol., 1927; «La raison et la religion», 1939; «Les ages de I'mtelligence», 1934; «Ecrits philosophiques», 2 vol.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БРЮНСВИК
(Brunschvicg), Леон (10 нояб. 1869 – 18 янв. 1944) – франц. бурж. философ-идеалист, представитель т.н. критического рационализма. С 1909 – проф. Сорбонны. Б. выступал за рационализм и применение науч. метода в философии ("Модальность суждения" – "La modalité du jugement", 1897). Однако в истолковании Б., подвергшегося сильному влиянию Канта, наука превращается в свою противоположность, ибо под "научным методом" он разумел такую активность разума, к-рая устанавливает принципы "собственного движения", а они, согласно Б., тем более "научны", чем больше дух "свободен" от органов чувств и внешних материальных вещей (см. "Введение в жизнь духа"– "Introduction à la vie de l'esprit", P., 1900). Между наукой, философией и религией, согласно Б., не существует принципиальных различий. Бог совпадает у него с "бесконечным разумом", а наука на своей высшей ступени перерастает в религию (см. "Прогресс сознания в западной философии"– "Les progrès de la conscience dans la philosophie occidentale", P., 1927).
Соч.: Les étapes de la philosophie mathématique, 3 éd., P., 1929; La raison et la religion, P., 1939.
Л. Герман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БРЮНСВИК
    БРЮНСВИК (Brunschvicq) Леон (10 ноября 1869, Париж—18 января 1944, там же) — французский философ и методолог науки, профессор философии в лицеях Лориена (1891-93), Тура (1895), Руана (1900), профессор в Сорбонне, член Академии моральных и политических наук. Основная задача философии, по Брюнсвику,—дать критический анализ наук, преодолеть разрыв между опытом и постулатами, фактами и теорией. Брюнсвик противостоит, с одной стороны, эмпирическому позитивизму, а с другой—метафизическому рационализму. Философия рассматривается им как интегральное знание, познание познания, осуществляющееся в живой, духовной деятельности. Анализируя модальность суждений, Брюнсвик интерпретирует суждение как акт, конституирующий познание и утверждающий бытие. Тем самым он переводит метафизику в гносеологию, где центральной проблемой является осмысление внутренней, душевной жизни человека (intériorité) как единства теоретического и практического разума, как действенного и истинного идеала науки и морали. В работе “Введение в жизнь духа” (1900) Брюнсвик выдвигает в центр философии понятие духа, трактуя философию как размышление духа о самом себе, а искусство как воплощение духа в произведениях. Душа — критерий и источник всего прекрасного. Гуманность — посредствующее звено между индивидом и духом. Рационализм Брюнсвика имеет явно интеллектуалистский характер, что приводит его к противопоставлению понятия и созерцания и к абсолютизации роли понятия в познании. Эта интеллектуалистская линия отчетливо выражена в его книге “Современный идеализм” (1905) и особенно в работе “Этапы философии математики” (1912), которая посвящена взаимоотношениям философии и математики в их историческом развитии. Для него не приемлемы ни критерий логической, ни критерий эмпирической очевидности. Он называет их идолами, с которыми следует бороться. Подобно Канту, он исходит из мысли о том, что опыт без разума слеп, разум без опыта пуст, настаивая на взаимосвязи между опытом и разумом. Эта линия критика эмпиристской трактовки опыта продолжена им в книге “Человеческий опыт и причинность” (1922), где противопоставляется опыт эмпиризма опыту рационализма как человеческому опыту. Брюнсвик называет свою философию философией мышления, задача которой — постичь связь между различными мировоззрениями, раскрыть путь духовного развития человечества, найти пути объединения внутреннего (intériorité) и внешнего (extériorité), которые он видит в солидарности. Тем самым философия духа перерастает у Брюнсвика в философию истории, где вычленяются различные культуры и этапы в прогрессе сознания, свободного движения духа, освобождающего человека от субъективизма и материализма и увеличивающего содержание духовной жизни.
    Соч.: La modalité du jugements. P., 1897; Introduction à la vie de l'esprit. P., 1900; L'idéalisme contemporaine. P., 1905; Les étapes de la philosophie mathématique. P., 1912; L'expérience humaine et la causalité. P., 1922; Le progrès de la conscience dans la philosophie occidentale, vols. 1—2, 1927; La raison et la religion. P., 1939.
    A. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "БРЮНСВИК" в других словарях:

  • БРЮНСВИК — (Brunschvicg) Леон (1869 1944) французский философ. Предзадал основные темы неорационализма, концептуально оформленного Башляром, написавшим свою диссертацию под руководством Б. Определял свою доктрину как ‘философию мысли’ и специфицировал ее… …   История Философии: Энциклопедия

  • Брюнсвик — (Brunschvicg)         Леон (10.11.1869, Париж, 18.2.1944, там же), французский философ, представитель так называемого критического рационализма. С 1909 профессор Сорбонны. Б. утверждал необходимость внедрения в философию научного метода… …   Большая советская энциклопедия

  • БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон — (1869 1944) французский философ, представитель т. н. критического рационализма. Утверждал необходимость использования в философии научного метода, толкуя его как независимую от объективного мира активность разума …   Большой Энциклопедический словарь

  • Брюнсвик Леон — Брюнсвик (Brunschvicg) Леон (10.11.1869, Париж, 18.2.1944, там же), французский философ, представитель так называемого критического рационализма. С 1909 профессор Сорбонны. Б. утверждал необходимость внедрения в философию научного метода… …   Большая советская энциклопедия

  • Брюнсвик Леон — (Brunschvicg) (1869 1944), французский философ, представитель так называемого критического идеализма, продолжатель спиритуалистической традиции во французской философии. * * * БРЮНСВИК Леон БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (1869 1944), французский… …   Энциклопедический словарь

  • БРЮНСВИК (Леон) — французский философ и историк философии (Париж, 1869 Экс ле Бен, 1944). Профессор Сорбонны (1909), возобновил теорию познания, созданную кантовской критикой, но уже в свете углубленного научного знания. Его философия суждения («Модальность… …   Философский словарь

  • БРЮНСВИК Леон (1869-1944) — французский философ. Предзадал основные темы неорационализма, концептуально оформленного Башляром, написавшим свою диссертацию под руководством Б. Определял свою доктрину как философию мысли и специфицировал ее как критический идеализм или… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — направление в европейской (преимущественно франкоязычной) философии, окончательно оформившееся в 1940 1970 на основе разработки ценностей ‘нового научного духа’ (‘нового научного разума’) как адекватно выражающих достижения математического и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • Ювентус (значения) — Ювентус (порт. Juventus)  название ряда спортивных клубов. Также встречаются производные и сокращения от данного слова, среди них: Ювентус  один из самых старых и популярных итальянских футбольных клубов, г. Турин, основан 1 ноября… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»