БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ
сложилась и развивалась под влиянием европ. и особенно португ. обществ. филос. мысли. Португальцы, открывшие (1500) и колонизировавшие Бразилию, перенесли туда не только обществ. порядки, но и господствовавшую в Португалии феод.-абсолютистскую идеологию, схоластич. философию.
В колониальный период (1500–1822) в Бразилии философия не представляла собой самостоятельной отрасли знания, она выступала в виде составной части религ. идеологии. Религия и схоластич. философия являлись тем идеологич. оружием, с помощью к-рого Португалия поддерживала свое колониальное господство в Бразилии. В Олинде, Рио-де-Жанейро и др. городах иезуитами (религиозные организации иезуитов тогда оказывали определяющее влияние на культурную жизнь страны) были созданы первые духовные семинарии, в к-рых преподавали и философию (в колледже Олинды с 1580, Рио-де-Жанейро с 1638). Выделился ряд церк. деятелей, занимавшихся философией, преим. моральными проблемами: Антониу Виейра (1608–97), автор труда "Сермоэнс" (Antonio Vieira, Sermões, 1679–94); Мануэл ду Дестерру (1652–1706) – "Схоластическая философия" (Manuel do Destêrro, Filosofia escolástica); Диогу Гомис Карнейру (1618–77) – "Аподиктическая речь схизматикам родины" (Diogo Gomes Carneiro, Oração apodíxica aos cismáticos da Pátria, 1641); Матеус да Энкарнасан Пина (1687) – "Догматическая и схоластическая теология" (Mateus da Encarnação Pina, Teologia dogmática e escolástica; неопубл.); Нуну Маркис Перейра (1652–1728) – "Пилигрим Америки" (Nuno Marques Pereira, Compêndio narrativo do Peregrino da America..., 1728); Гаспар да Мадри ди Деус (1715–1800) – "Философия Платона..." (Gaspar da Madre de Deus, Filosofia platonica...).
Изгнание иезуитов из Бразилии (1759), падение иезуитского деспотизма с его догматикой создало относительно благоприятные условия для распространения материалистич. и просветительских идей прогрессивных мыслителей Европы (Локка, Кондильяка, Вольтера, Дидро, Руссо и др.), содействовавших росту революц. настроений. Большую роль в распространении передовых учений зап.-европ. философов и социологов сыграли основанные в 1827 юридич. ф-ты в Сан-Паулу и Олинде. Это были первые и единственные в стране светские высшие уч. заведения, где можно было изучать не только схоластику, но и филос. учения, направленные против основ ср.-век. схоластики.
В 1789 возник заговор т.н. инконфидентов ("недоверяющих режиму"). Видный представитель этого движения Томас Антониу Гонзага (1744–1810) написал представляющий значит. интерес в филос. отношении трактат "Естественное право" (Tomas Antonio Gonzaga, Direito natural). Ему же принадлежит известный антипортугальский памфлет "Чилийские письма" ("Cartas Chilenas", изд. 1845).
Для монархич. периода (1822–89) развития Бразилии характерно возрождение схоластики в виде спиритуалистич. эклектизма, что было своеобразной реакцией на распространение в Бразилии идей франц. просветителей. Наиболее известными представителями спиритуалистич. эклектизма были монах-францисканец Ф. Монт-Алверни (1784–1858) – "Учебник философии" (F. de Mont-Alverne, Compêndio de filosofia, 1859); врачи M. Морайс Вали (1824–86) – "Учебник философии" (M. de Morais Vale, Compêndio de filosofia, 1851), Э. Феррейра Франса (1809–57) – "Исследования психологии" (Ε. Ferreira França, Investigações de psicologia, 1854) и Д. Ж. Гонсалвес ди Магальяинс (1811–82) – "Факты человеческого духа" (J. Gonçalves de Magalhães, Os fatos do espírito humano, 1858) и "Душа и мозг" ("A alma e о cérebro", [1876]). Против материалистич. взглядов выступали также представители католич. реакции: священник Патрисиу Мунис (1820–71) – "Теория чистого утверждения" (Patrício Muniz, Teoria da afirmação pura, 1863); врач Ж. Сориану ди Соза (1833–95) – автор ряда произведений в духе неосхоластики и "Учебника философии" (J. Soriano de Sousa, Compêndio de filosofia, 1867), официально принятого в семинариях Бразилии; врач В. К. Фигейра ди Сабоя (1835–1909) – "Психическая жизнь человека" (V. С. Figueira de Sabóia [Visconde de Sabóia], A vida psiquica do homem, 1903) и др.
Во 2-й пол. 19 в. появляются первые видные философы и социологи. Выражая интересы зарождавшейся нац. буржуазии, они выступали против старой схоластики и спиритуалистич. эклектизма. В качестве идеологич. оружия они использовали позитивизм и естеств.-науч. материализм. К 50-м гг. 19 в. относится появление в Бразилии позитивизма, в 70-х гг. он получил широкое распространение. Видным представителем позитивизма был врач Луис Перейра Баррету. Будучи сторонником т.н. науч. диссидентского позитивизма, Баррету критически относился к учению Конта и вел борьбу против сторонников консервативного т.н. религ.-ортодоксального позитивизма (М. Лемус, Т. Мендис и др.). Позитивизм сыграл определенную положит. роль в борьбе против схоластики и с пиритуалистич. эклектизма. Будучи представителями умеренного крыла браз. буржуазии, позитивисты выступали против рабства и монархии, проводили политику реформ и компромисса. Почти все крупнейшие браз. мыслители 2-й пол.19 в. в начале своей деятельности были связаны с позитивизмом. Наиболее передовые из них, видя идеалистич. ограниченность позитивизма и реакционность его политико-религ. учения, порывали с учением Конта и переходили на позиции эволюционизма Дарвина и естеств.-науч. материализма Геккеля, решающую роль в распространении к-рого сыграл прогрессивный поэт, юрист и философ Тобиас Баррету. Он высказал ряд диалектич. идей и высоко ценил Маркса. Под влиянием т. Баррету сформировалась целая плеяда мыслителей – т.н. школа Ресифи: Силвиу Ромеру, Домингис Гедис Кабрал, Титу Ливиу ди Кастру (1864–1890) – автор труда "Женщина и социогения" (Tito Livio de Castro, A mulher e a sociogenia, 1887), Фаусту Кардозу (1864–1906) – "Монистическое мировоззрение" (Fausto Cardoso, Concepção monistica do Universo, 1894) и "Социальная таксономия" ("Taxinomia Social", 1898);Эстелита Тапажос, Граса Аранья, Кловис Бевилакуа (1859–1944) – "Юристы-философы" (Clóvis Beviláqua, Juristes filósofos, 1897) и "Наброски и фрагменты" ("Esboços e fragmentos", 1899), к-рые отстаивали материалистич. идеи в разных областях знания. Идеологич. оружием представителей школы Ресифи был материализм, хотя в решении мн. вопросов они были непоследовательны и допускали серьезные ошибки идеалистич., и особенно метафизич. характера. Несмотря на эти недостатки, передовые идеи, проповедуемые т. Баррету и его последователями, особенно критика религии и идеализма, пропаганда атеизма, эволюционизма и материализма, имели революционизирующее значение в феод. Бразилии. (Их филос. взгляды отражали интересы не только поднимающейся буржуазии и прогрессивной интеллигенции, но и интересы всего браз. народа.
С отменой рабства (1888), а затем и провозглашением республики (1889) начался третий период в развитии филос. мысли страны: Власть продолжала оставаться в руках земельной олигархии и торговцев, зависевших от иностр. капитала. Перерастание капитализма в империализм и усиление реакции в идеологич. области нашли отражение в Бразилии в широком распространении филос. произведений идеологов европ. и сев.-амер. империализма – А. Бергсона, У. Джемса и др. Эта идеалистич. реакция отразилась в философии Фариаса Бриту. В этот период вновь возрождается схоластика в виде неотомизма и др. направлений, явившихся своеобразной спиритуалистич. реакцией на бурж. материалистич. и позитивистскую философию 70–90-х гг. Оживилась деятельность религ. организаций. Иезуиты основали в 1908 филос. ф-т в семинарии Сан-Бенту (в г. Сан-Паулу) и издали ряд учебников: Монсеньор Сентрол – "Трактат логики" (Monsenhor Sentroul, Tratado de lógica, 2 изд., 1912), священник Φ. Μ. Терлизи – "Краткий курс философии" (Padre F. M. Terlizzi, Breve curso de filosofia para uso da mocidade, 1912), кардинал Арковерди – "Обзор логики" (Cardeal Arcoverde, Sinopse de lógica, 1918), священник Леонел Франка – "Краткая история философии" (Padre Leonel Franca, Noções de historia da filosofia, 1918), выдержавшая 15 изданий до 1957, и др. Типичным представителем спиритуалистической реакции был Жексон ди Фигейреду, вновь восстановивший формулу Тертуллиана "Верю, потому что абсурдно". Он создал католич. центр Дон Витал и журн. "Ordem", являющийся воинствующим органом католич. церкви в ее борьбе против передовых идей, против материализма и социализма.
Первые десятилетия 20 в. характеризуются усилением борьбы между новыми идеалистич. направлениями, возникшими под влиянием империалистич. философии Европы и США, и материалистич. течением. Среди совр. браз. бурж. философов, к-рые занимают независимую и прогрессивную позицию, выделяются Ж. Крус Коста (р. 1904) и Л. Пинту Феррейра. В идеалистич. лагере в совр. Бразилии до 2-й мировой войны особое распространение получили неотомизм (Л. Франка, А. А. Лима, А. Коррея, Л. фон Аккер, А. В. Велозу, Г. Барбуи и др.), инструментализм, неокантианство, неопозитивизм и интуиционизм. В послевоенные годы к этим течениям присоединились экзистенциализм (В. Ф. да Силва – гл. ред. журн. "Dialogo"), феноменология (Л. В. Вита), философия культуры (М. Реали, редактор с 1951 журн. "Revista Brasileira de Filosofia"), семантика (Э. Канабрава). Наиболее популярны среди бурж. философов неотомизм и экзистенциализм и их сочетание – христ. экзистенциализм. В Бразилии имеются также отд. последователи философии Бергсона, Блонделя, Брюнсвика, Уайтхеда, Рассела и т.д.
В 30-х и 40-х гг. 20 в. был создан ряд филос. ф-тов. Созданы Бразильский институт философии (1949) со мн. филиалами, "Бразильский журнал философии" ("Revista Brasileira de Filosofia", с 1951), организованы Национальный (1950) и Международный (1954) конгрессы философии. Господствующее положение в них занимает идеализм.
Марксистская философия начала распространяться в Бразилии поздно, в основном после создания в 1922 Коммунистич. партии. В 30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны появляется переводная марксистская литература и ряд оригинальных работ бразильских авторов, посвященных критике идеализма и защите диалектического материализма: труд Л. Басбаума "Основы материализма" (L. Basbaum, Fundamentos do materialismo, 1944), книга Кайу Праду Жуниор "Диалектика познания" (Caio Prado Junior, Dialética do Conhecimento, 1952). Пропагандой марксистской философии занимаются органы компартии "Problemas", 1949–56 (закрыт в 1956),"Estudos Sociais" (с 1958),"Voz Operária" (закрыт в 1959), "Novos Rumos" (с 1959) и др.
Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 551–69; Azevedo F. de, A cultura Brasilaira, 2 ed., S. Paulo, 1944; Вezerra Α., Α filosofia na fase colonial. "Anais da Sociedade Brasilaira dá Filosofia", [Rio de Janeiro], 1942–1943, Ano 3, No 3; Вrandãо, Осtavio, Os intelectuais progressistas, [Rio de Janeiro, 1956; Cruz Costa J., Contribuição á história das idéias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956; Franсоviсh G., Filósofos Brasileiros, S. Paulo, 1947; Reulet A. S., La filosofia latinoamericana contemporanea, Washington, 1949; Robledo A. G., La filosofia en el Brasil, México, 1946; Romero S., História da literature brasileira, 5 ed., v. 1–5, Rio de Janeiro, 1953.
Ж. Базарян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ" в других словарях:

  • Философия Огюста Конта — Основная статья: Конт, Огюст Математика, занимающаяся определением неизвестных величин через соотношение их с известными, разделяется на абстрактную, или учение о числах вообще, и конкретную, занимающуюся уравнениями в области пространственных… …   Википедия

  • Леопольдина Бразильская — Leopoldina Teresa Francisca Carolina Micaela Gabriela Rafaela Gonzaga …   Википедия

  • Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бразилия — I Бразилия (Brasil)         Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil).          I. Общие сведения          Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на …   Большая советская энциклопедия

  • Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне …   Википедия

  • Бразилия — (Brazil) Страна Бразилия, география, природа и лимат Бразилии Информация о стране Бразилия, география, природа и лимат Бразилии, политическая и экономическая система Содержание Содержание Природа Рельеф местности Атлантическая прибрежная равнина… …   Энциклопедия инвестора

  • Бразилия — 1) столица Бразилии. Новый город, построенный специально как столица гос ва Brasil, получил название Brasilia, производное от названия гос ва. На русск. язык название столицы передается с окончанием ия Бразилия, т. е. различия, имеющиеся в португ …   Географическая энциклопедия

  • БРАЗИЛИЯ — Федеративная Республика Бразилия, крупнейшее по площади и численности населения государство в Южной Америке. Бразилия на севере граничит с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой и Колумбией; на западе с Перу; на… …   Энциклопедия Кольера

  • Конт Auguste — (Comte) основатель позитивизма, род. 19 го января 1798 г. в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Позитивизм Огюста Конта — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Позитивизм Огюста Конта  первая волна позитивизма, направления в филос …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»