- БЕНЗЕ
- БЕНЗЕ
-
БЕНЗЕ (Bense) Макс (род. 7 февр. 1910, Штрасбург) – нем. философ; с 1948 – профессор в Штутгарте, занимался философией техники, теорией науки и натурфилософией, представитель экзистенциального рационализма (отличительным признаком человека является его ум) и логического эмпиризма (мы познаем физические процессы в форме логически сконструированных предложений). Осн. произв.: «Hegel und Kierkegaard», 1946; «Technische Existenz», 1949; «Die Philosophie zwischen den beiden Kriegen», 1951; «Der Begriff der Naturphilosophie», 1953; «Aesthetica», 1954.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- БЕНЗЕ
-
БЕНЗЕ (Bense) Макс (1910, Страсбург-1990)-немецкий философ, интенсивно занимавшийся информационной и семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930—34) и в Кельне (1934—35) физику и математику. Защитил диссертацию “Квантовая механика и относительность существования” у О. Беккера. В 1946 опубликовал труд “Контуры гуманитарной истории математики” (т. 1—2), который• защитил в качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946—профессор философии в этом университете. С 1949—в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель кружка “Духовная жизнь Франции”.С сер. 1950-х гг. Бензе сосредоточил усилия на создании “объективной эстетики”, которая строится им на основе кибернетики и теории информации. Информационная эстетика рассматривается Бензе как наука о математических и технических основах творческого процесса. В противовес “рецептивной эстетике”, которая делает своим предметом эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие художественных произведений, “объективная” (или информационная) эстетика дает методический анализ художественных произведений как объективно данного.От объективной эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд работ по теории семиотики—“Семиотика. Общая теория знаков” (1967); “Семиотический процесс и системы” (1975), а также основывает серию “Исследования оснований кибернетики и наук о духе” (1960) и международный квартальник по семиотике и эстетике “Semiosis” (1975). С семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только эстетические, но и гносеологические и отологические проблемы. В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики (“Знак и дизайн. Семиотическая эстетика”, 1971; “Эстетика”, 1982). Согласно ему, художественное произведение не отображает и не репрезентирует внешний мир, оно обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем штутгартской эстетической школы.Соч.: Quantenmechanik und Daseinsrelativität. Köln, 1938; Geist der Mathematik. Münch., 1939; Einleitung in die Philosophie. Münch., 1942; Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik. Hamb., 1946; Philosophie als Forschung. Köln, 1947; Technische Intelligenz. Stuttg., 1949; Der Begriff der Naturphilosophie. Stuttg., 1953; Aesthetica, Bd. 1—4. Stuttg., 1954—60; Semiotik. Allgemeine Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957; Einfiihrung in die infonnationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969; Zeichen und Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983; Repräsentation und Fundierung der Realitäten. Baden-Baden,1986.Лиг.: Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag); Semiosis (36—38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag; Zeichen von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.А. П. Огурцов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.