- АРНО
- АРНО
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- АРНО́
-
(Arnauld), Антуан (16 февр. 1612 – 8 авг. 1694) – франц. богослов и философ, последователь Декарта, один из руководителей религ.-обществ. движения янсенизма, преподаватель Сорбонны с 1641. В книге "О частом причастии" ("De la fréquente Communion", 1643) А. подвергал критике этику иезуитов и популяризировал идеи янсенизма. В 1656 был отстранен от преподавания на теологич. фак-те и изгнан из Сорбонны. Преследования со стороны иезуитов и правительства вынудили его к бегству в Нидерланды (1679), где он и умер.А. считал возможным согласование истин разума с правильно понятыми истинами веры. А. написал (совместно с П. Николем) "Логику, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l'art de penser" – т. наз. "Логика Пор-Рояля", 1662), в к-рой дана систематич. разработка картезианской дедуктивной рационалистич. логики, в частности 4 правил метода Декарта. В этой работе критиковалась традиционная схоластич. система изложения логики и четко проводилась декартовская мысль о логике как о науке, формулирующей методы нахождения истины в науках о природе и в математике. В 1683 А. опубликовал направленный против Мальбранша "Трактат об истинных и ложных идеях" ("Des vrayes et des fausses idées..."), положивший начало их многолетней полемике об идеалистич. концепции "видения в боге". А. защищал картезианское понимание истинных идей как модусов мышления, будто бы представляющих реальные вещи, находящиеся вне мышления.Соч.: Oenvres, t. 1–50, Р.–Lausanne, 1775–83.Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 143–44; Коhlеr S., Junsenismus und Cartesianismus.., Düsseldorf, 1905; Sainte-Beuve Сh. Α., Port-Royal. [v.] 1–9. Р., 1926–28; Liebmann С., Die Logik von Port-Royal im Verhältnis zu Descartes, Lpz., 1902 (Diss.).
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АРНО
-
APHO (Amauld) Антуан (16 февраля 1612, Париж—8 августа 1694, Брюсселе—французский богослов, философ, логик, писатель-полемист, названный в свое время “великим Арно”. Происходил из семьи известного адвоката Антуана Арно, был самым младшим из его двадцати детей. Готовился к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради “служения Богу”. В 1641 защитил докторскую диссертацию по теологии в Сорбонне и принял сан священника. Принадлежал к янсенистской общине Пор-Рояля и был фактическим ее главой. Всю свою жизнь посвятил борьбе с иезуитами, написав множество памфлетов против их трактовки христианства, религиозной практики и “ослабленной морали”: <0 частом причастии” (1643), “Моральная теология иезуитов”, “Письмо к знатной особе”, “Второе письмо к пэру Франции” (1655) и др. В ответ иезуиты организовали настоящую травлю “великого Арно” и добились его исключения из состава теологического факультета Сорбонны (1656). Тогда Арно решил привлечь общественное мнение Франции к “порочной деятельности” всесильного ордена иезуитов, чтобы раз и навсегда сокрушить его. Пор-Рояль поручил выполнить эту задачу Паскалю, в связи с чем. им и были написаны “Письма к провинциалу”— антиклерикальный памфлет, всколыхнувший всю Францию и вызвавший полицейские преследования янсенистов из Пор-Рояля. Выступал Арно и против кальвинистов, чтобы отвести от янсенистов обвинения в “ереси” и спасти Пор-Рояль.Арно, Паскаль и др. отстаивали свободу воли человека, отрицаемую протестантами, и считали возможным согласовать ее с предопределением и благодатью. Арно написал множество богословских сочинений по вопросам вероучения и католической догмы: “Церковная традиция в практике покаяния”, “Непрерывность веры”, “Согласование Евангелий” и др. Однако распря с иезуитами, их преследования и поддержка их позиций Людовиком XIV вынудили Арно в 1679 покинуть Францию и поселиться в Бельгии (сначала в Монсе, а затем в Брюсселе). Папа Иннокентий XI предлагал ему убежище в Риме, но Арно отказался. Он умер в изгнании, но сердце его было отправлено на родину и похоронено в загородном Пор-Рояле.Авторитет Арно и как философа был высок, его признания в свое время добивался Лейбниц, с которым он полемизировал по вопросу о предустановленной гармонии, считая его философские размышления о Боге далекими от подлинной веры. Испытав на себе определенное влияние Декарта и будучи картезианцем в гносеологии и методологии, Арно не принимал многие положения его метафизики и прислал ему свои “Возражения” (1641, рус. пер. 1994) на его “Размышления о первой философии”. Арно полагал весьма опасным для склонных к неверию людей “этот чересчур свободный прием философствования, все подвергающий сомнению” (“Четвертые возражения. Письмо, адресованное досточтимому мужу”.—В кн.: Декарт Р. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1994, с. 169). Критиковал Арно и дуализм Декарта, не соглашаясь с его утверждением о возможности чистого, т. е. бестелесного, мышления, ибо “способность мышления представляется тесно связанной с телесными органами..., нечестивые атеисты — палачи наших душ — особенно напирают на это” (там же, с. 161). Он считал некорректной в логико-философском плане трактовку Бога у Декарта и не соответствующим действительности отрицание души у животных (там же, с. 162). Что же касается души человеческой, то далеко не все в ней осознано, как об этом думал “досточтимый муж” (там же, с. 169). И вообще “догмы Декарта” опасны для религии, ее таинств и вряд ли адекватны христианскому учению—таково резюме Арно. В полемике с Мальбраншем он написал трактат “Об истинных и ложных идеях” (“Des vraies et des fausses idées”, 1683), открывший многолетний спор о “видении вещей в Боге”, статусе разума, природе идей и др.Полемически заострен против схоластической логики известный учебник “Логика, или искусство мыслить” (“La logique ou L'art de penser”, совместно с П. Николем, 1662, рус. пер. 1991), названный “Логикой Пор-Рояля”. Философской базой его является картезианская гносеология и методология (“естественный свет” разума в дополнение к правилам силлогизма, приоритет интеллектуальной интуиции над дедукцией, аксиоматико-дедуктивный метод) и янсенистская идеология (правильное направление разума верой, приоритет морали перед абстрактной гносеологией, интерес к психологии познания). Если схоласты изощрялись в логико-грамматическом анализе и технике формальных приемов, имея в виду лишь правильное мышление, то Арно говорил о “естественной логике”, задача которой состоит в определении стратегии реального процесса познания истины и анализе не только формальнологических, но и “естественных заблуждений” человека (см. гл. 20 “Софизмы самолюбия, личного интереса и страсти”, написанную под влиянием Паскаля). Поэтому “Логика Пор-Рояля” излагается не в “безвоздушном пространстве чистой мысли”, а в контексте духовной и культурно-исторической ситуации того времени. В развитие и дополнение картезианской методологии Арно включает в свою “Логику” 8 правил геометрического метода Паскаля из его сочинения “О геометрическом уме и об искусстве убеждать”. Арно отличает этот “научный, или теоретический, метод” (“метод композиции”) от “метода решения, или изобретения”, Декарта. Итак, “Логика Пор-Рояля”, помимо формально-логических, включает содержательные и психологические аспекты исследования процесса познания. Совместно с К. Лансло Арно написал учебник “Грамматика общая и рациональная” (“Grammaire générale et raisonnée”, 1665, рус. пер. 1990, 1991). В 1667 он издал сочинение “Новые начала геометрии”, в котором подвергает критике теорию определений и доказательств Евклида. Как вождь янсенистов во Франции Арно (вместе с Паскалем) сыграл главную роль в разоблачении иезуитов, породив широкое общественное движение против них, результатом чего было запрещение Ордена в 1773. Большое значение в образовании имели учебники, созданные Арно, особенно “Логика Пор-Рояля”, по которой учились несколько поколений французов.Соч.: Oeuvres complètes, v. 1—43. Lausanne, 1777—81; Oeuvres philosophiques, éd. par Jules Simon. P., 1843; в рус. пер.: Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля, пер. Н. Ю. Бокадоровой. М., 1990; Всеобщая рациональная грамматика, пер. Ю. С. Маслова. М., 1991; Логика, или искусство мыслить, пер. В. П. Гайдамака. М., 1991; 2-е изд. 1997.Лит.: Lettre de Leibniz à Amauld d'après un manuscrit inédit. P., 1952; férga L. Il pensiero filosofico e scientifico di A. Amauld. Mil., 1972; Marin L. La critique du discours sur la “Logique de Port-Royal” et les “Pensées” de PascaLP., W5;LaporleJ. La doctrine de la grâce chez Amauld. P., 1982.Г. Я. Стрельцова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.