АДИАФОРА

АДИАФОРА
АДИАФОРА
(греч. Adiaphora)
безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая – зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...» Это воззрение было перенято иезуитами. В 16 в. долгое время шел спор между «адиафористами», сторонниками Меланхтона, и ортодоксальными лютеранами, каким был Флациус, утверждавший, что в делах веры нет никакой адиафоры (середины). В этике, согласно Фихте, нет адиафоры.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

АДИАФОРА
    АДИАФОРА (греч. αδιάφορα: ά—отрицательная частица и διαφέρω—“различаю”, лат. indifTerentia, media, interjecta) —термин античной этики, означающий “морально-безразличное”, то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что “между ними” (“ни то ни другое”), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ—Sext. Adv. Math. XI 3—4) и кинической (Diog. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. оно стало нормой. В этике Ранней Стой понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим “природные”, но “не зависящие от нас”, “внешние” вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь адиафора делится (по принципу соответствия “природе”) на “предпочитаемое” (здоровье, сила, богатство и т. п.), “непредпочитаемое” (отсутствие первого) и “безразличное” в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (Diog. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. Math. XI 59 ел.). Членение “безразличного” свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал “безразличное” абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение “предпочитаемого” как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о “средних вещах”. Строгий этический формализм (Кант) не признает за адиафорой функционального значения.
    Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Kiéth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; ReesorM. E. The “Indifférents” in the Old and Middle Stoa.—“Transactions and Proceedings of the American Philological Association”, 1951, p. 102-110.
    А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АДИАФОРА" в других словарях:

  • АДИАФОРА — (греч. adiaphora безразличное, малозначительное) термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон стоик учил: «Во… …   Новейший философский словарь

  • АДИАФОРА — (греч.), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим… …   Энциклопедический словарь

  • АДИАФОРА — (греч. adiaphora, от a отриц. част., и diaphoros отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДИАФОРА греч. adiaphora, от а,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • адиафора — сущ., кол во синонимов: 1 • индифферентизм (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АДИАФОРА —     АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на… …   Античная философия

  • Адиафора — (др. греч. ἀδιάφορος, «неразличимый, безразличный»): в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство). в христианстве: то, что не имеет значения для спасения. Содержание 1 Адиафора …   Википедия

  • Адиафора — (греч.) именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Адиафора —         (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью …   Словарь античности

  • Адиафора —  ♦ (ENG adiaphora)  (греч. безразличие)    элементы веры, содержащиеся в Писании, к рые не рассматриваются ни как обязательные к исполнению, ни как запреты, и, т. обр., отношение к ним определяется свободным выбором верующего (см. Рим. 14:17; 1… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • АДИАФОРА — [греч. ἀδιάφορα; μέσα, οὐδέτερα; лат. indifferentia, res mediae нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»