- ЭННЕАДЫ
- ЭННЕАДЫ
-
(enneades — «девятки») — изд. сочинений основателя неоплатонизма, греч. философа Плотина в систематическом порядке, предпринятое его учеником Порфирием ок. 301, т.е. через 30 лет после смерти Плотина. Записанные им тексты еще при его жизни имели хождение не только между его учениками в Риме, но и в Афинах. Возможно, они были сгруппированы (в хронологическом порядке?) и изданы единым корпусом. О хождении этого изд. можно предположить на основании схолии к Э. Указанный здесь Ев-стохий Александрийский, ученик Плотина, врач, который ухаживал за ним до самой смерти, мог быть либо издателем сочинений Плотина, либо одним из тех, благодаря кому они сохранились и распространялись.
Само стремление Порфирия дать новое изд. этих сочинений объяснялось (согласно А.Д. Сафрэ) двумя обстоятельствами: 1) Порфирий хотел противопоставить позиции своего ученика и оппонента Ямвлиха, придававшего решающее значение теургии, интеллектуалистскую позицию Плотина, отвергавшего традиционные формы языческого культа; 2) завершив критику христиан и их Священного Писания, Порфирий хотел создать для платоновской традиции «священный текст», сама структура которого воспроизводит структуру универсума. Поэтому он выстроил текст Э. из 54 трактатов, разбив его на три тома, которые вместе составили шесть девяток: первый том (три девятки) посвящен человеку, внутрикосмической природе и космосу в целом; второй (две девятки) — душе и уму; третий (единственная шестая девятка) — проблемам единого.
Ради получения числа (1 + 2 + 3) * 3 в квадрате = 54 Порфирию, вероятно, пришлось разделить большое сочинение Плотина на меньшие: написанные как единый смысловой блок трактаты 30—33 в хронологическом порядке под отдельными названиями разошлись по трем разным Э.
Принципиальный характер предпринимаемого изд. Порфирий подчеркнул в предваряющем его тексте «Жизнь Плотина и порядок его сочинений», который как обязательная часть его издания вошла во все полные рукописи Э. Древнейшая рукопись 7 в., содержащая трактаты IV7, I 1, IV2, изобилует ошибками. Главные рукописи, относящиеся к 13— 15 вв., восходят к архетипу 9—12 вв. Обилие рукописей 15 в. свидетельствует о возросшем интересе к Плотину в это время.
В 1492 М. Фичино издал во Флоренции полный пер. Э. (переиздания и новые изд. 1540, 1559, 1562, воспроизводился также в собр. соч. Фичино).
В 1951—1973 вышли три тома, изданные П. Анри и Х.Р. Швицером. Изд. базируется на сводке всех дошедших рукописей Э. и рецепции текста Плотина в греч., лат., араб. традиции, содержит критический аппарат, указатели и представляет собой одно из замечательных достижений новоевропейской классической филологии. Данное Editio maior легло в основу оксфордского Editio minor, т. 1—3, 1964—1982, текст которого служит точкой отсчета для современных издателей отдельных трактатов, исследователей и переводчиков.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.