ЭЙДОС это:

ЭЙДОС
ЭЙДОС
(от греч. eidos — образ, вид) — термин др.-греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. — внешний вид, образ, позднее — вид как единица классификации. У Демокрита — одно из обозначений атома. У Платона — синоним термина «идея», умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей в качестве их определяющего начала. У Аристотеля — форма, неотделимая от материальной основы, или вид, противопоставляемый роду. В платонизме платоновские Э.-идеи становятся «мыслями бога», а аристотельские Э.-формы — умопостигаемыми сущностями вещей.
Гуссерль, вернувшийся к старому термину «Э.», обозначил им сущность, противоположную внешним ее проявлениям; эйдетика — учение о «чистых сущностях» или «идеальных формах» явлений сознания, рассматриваемых вне связи с реальной действительностью и эмпирической психологией.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЭЙДОС
        (греч. , лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид»), термин др.-греч. философии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2,50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Платона (наряду с дофилос. значениями) — синоним термина «идея» , трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (??), объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.— «вид» (species) как классификационная единица, подчинённая «роду» . В среднем платонизме осуществляется синтез: платоеич. эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелич. эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (ну-се), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами] — в душе (псюхе).
        В феноменологии Гуссерля Э.— чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
        EIse G. P., The terminology of the ideas, «Harvard Studies in Classical Philology», 1936, v. 47, p. 17—55; Brommеr Р., et . Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon, Assen, 1940; С lasse n C. J., Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens, Munch., 1959; San do z С L, Les noms srera de la forme, [Bern, 1972], (о терминах i, , , , ?? ); см. также лит. к ст. Форма и материя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЭЙДОС
(от греч. eidos – образ, вид)
образ, понятие, идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, – учение об эйдосе; эйдетические науки – науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЭЙДОС
(греч. εἶδος – вид, образ) – термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл – "конкретная явленность", "телесная или пластич. данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и по преимуществу "прекрасную наружность". В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл – В 27, I, ср. 22, 7; 23, 5; 115, 7; Демокрит – А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16).
У Платона перемешиваются различные значения Э. – внешнее и внутреннее (напр., R. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мифолого-натурфилософское (кубич. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня – 56 в и пр.) и т.д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении "формы". Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями.
В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит. абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит. природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (E. Husserl, Logische Untersuchungen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216–24; Tl 2, S. 165–80; его же, Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922).
Лит.: Лосев Α. Φ., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533–36; его же, Очерки антич. символизма и мифологии, M., 1930, с. 135–281; его же, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та", 1954, т. 83, вып. 4, с. 128–30; Rittеr С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228–336; Cassirer Ε., Eidos und Eidolon. Das Problem des Schönen und der Kunst in Platons Dialogen, "Vorträge der Bibliothek Warburg", 2, 1922–1923, Lpz., 1924, S. 1–27; Else G. F., The terminology of the ideas, "Harvard studies in classical philology", 1936, v. 47, p. 17–55; Hartmann Ν., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, В., 1941.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЭЙДОС
    ЭЙДОС (греч. είδος, лат fonna, этимологическая тождественность русскому “вид”) — термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков — (внешний) “вид”, “образ”, однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к “виду”, как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений “атома”, собственно “(геометрическая) форма”, “фигура”. У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина “идея” (Ιδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (μέθεξις), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против “отделимости” эйдосов-идей приводит к новому значению “(имманентно) формы”, неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гчлеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос — “вид” (species) как классификационная единица, подчиненная “роду” (γένος). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся “мыслями бога”, аристотелические эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) — в душе (псюхе).
    В феноменологии 1уссерля эйдосы — чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
    Лит.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930; ElaseG. F. The Terminology of the Ideas.— “Harvard Studies m Classical Philology”, 1936, v. 47, p. 17—55; Classen С. J. Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens. Münch., 1959; SandozC. I. Les noms grecs de la forme. Bern, 1972.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭЙДОС" в других словарях:

  • эйдос — эйдос, а …   Русский орфографический словарь

  • эйдос — сущность, явленность Словарь русских синонимов. эйдос сущ., кол во синонимов: 3 • прообраз (8) • …   Словарь синонимов

  • эйдос —         ЭЙДОС (греч. ei5oc, вид, облик) термин древнегреч. философии, означающий смысловые очертания предмета, тип, вид (в таксономическом смысле). Обычное значение Э. внешний облик в философском узусе досократиков и софистов приобретает… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Эйдос — (гр.eidos түр, бейне, үлгі) объектінің ұйымдасу амалын белгілейтін антикалық философияның термині, сол сияқты терминнің алғашқы мағынасын түсіндіруге байланысты ортағасырлық пен қазіргі философияның категориясы. Платонда сыртқы ретінде емес,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ЭЙДОС — (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея ) означал видимое , то, что видно , наружность (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму… …   Современная энциклопедия

  • ЭЙДОС — (греч. eidos вид образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея ) означал видимое , то, что видно , наружность (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЙДОС — (греч. eidos вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭЙДОС — (греч. eidos вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия соответственно в… …   Новейший философский словарь

  • Эйдос — (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и “идея”) означал “видимое”, “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Эйдос — Содержание 1 Доплатоновская традиция 2 Платоновская традиция …   Википедия

Книги

  • Эйдос (центр дистанционного образования), Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Центр дистанционного образования «Эйдос» —… Подробнее  Купить за 1509 руб
  • Эйдос, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Э?йдос (др.-греч. ????? — вид, облик, образ), термин… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Первый эйдос, Дмитрий Емец. Когда всемогущий глава Канцелярии мрака не может раздавить шестнадцатилетнего мальчишку, это, согласитесь, ужасно раздражает… Чтобы избавиться от конкурента, Лигул устраивает Мефу поединок с… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ЭЙДОС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»