ХАТЧЕСОН


ХАТЧЕСОН
ХАТЧЕСОН
(Hutcheson) Френсис (1694-1746) — шотл. философ, представитель этического сентиментализма. В своем первом произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (рус. изд. — 1973) X., развивая и упорядочивая идеи А.Э.К. Шефтсбери, представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых «моральным чувством» — познавательной способностью, аналогичной «внутреннему чувству», направленному на восприятие прекрасного и безобразного. Противоположное разуму как рассудку моральное чувство врожденно, непосредственно и не зависит от обучения. Восприятия морального чувства опосредствованы удовольствием и страданием. Наряду с собственно «моральным чувством» X. упоминает и др. нравственные чувства: чести и стыда, достоинства, правого и неправого, свободы и т.д., которые по своим эпистемологическим и императивным свойствам аналогичны моральному чувству. Интуитивный характер и гедонистические признаки морального чувства были подвергнуты критике англ. философом-интеллектуалистом Дж. Бёрнетом, переписка с которым послужила толчком для следующей работы X. — «Объяснения к моральному чувству» (1728), во многом посвященной полемике с этическим интеллектуализмом.
Др. важным моментом моральной философии X. является учение об эмоциях — мотивах человеческих поступков. Считая основными эмоциями любовь и ненависть, Хатчесон уделил главное внимание любви-благожелательности, которая представляет собой побудительный мотив действий, в отличие от морального чувства как обосновывающего, т.е. устанавливающего цель, мотива.
Существенные характеристики морального чувства и благожелательности проявляются в независимости моральных суждений и мотивов от гедонистических, корыстных, корпоративных соображений, конфессиональных представлений, образования, социального положения или стечения обстоятельств в ситуации принятия решения. Эти характеристики морали были развиты, в частности, в ходе критики морального учения Б. Мандевшя. Как и Шефтсбери, X. приходит к концептуальному пониманию независимости и априорности моральных суждений и мотивов. В этом же духе следует понимать и ту идею X., которая получила впоследствии название принципа полезности: «То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей», что давало основание многим, в т.ч. Г. Сиджвику, а вслед за ним и Дж. Ролзу, относить X. к зачинателям утилитаризма. Этические взгляды X. наряду с правовыми, экономическими и политическими обобщены в трехтомной «Системе моральной философии» (1755).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ХАТЧЕСОН
        (Hutcheson) Фрэнсис (8. 8. 1694, Друмалиг, Сев. Ирландия,— ок. 1747, Глазго), шотл. философ. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врождённые чувства — моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X.,— это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчёте (что характерно для утилитаризма), а имеет эмоциональный характер: её стимул — незаинтересованная удовлетворённость. От человеколюбия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и рационализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., проистекающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрасного признаёт гармонию, единство в многообразии. S Works, v. 1—6, Glasgow, 1769—74; в рус. пер.— ?. ??., м Д., Смит ?., Эстетика, ?., 1973, с. 43—269.
        Мееровский Б. В., Эстетика Фр. X., в кн.: ?. ??., Ю м Д., Смит ?., Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ХАТЧЕСОН
ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия – ум. 1747, Глазго) – шотл. философ, с 1729 – профессор. Примыкал к Шефтсбери , преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии; в качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непосредственное эстетическое чувство приятного. Осн. произв.: «Inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue», 1725; «A system of moral philosophy», 2 vol., 1755; «Works», vol. 1-6. Glasgow, 1769-1774.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Хатчесон
    ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Френсис (8 августа 1694, Друмалиг, Ольстер — 1746 или 1747, во время плавания из Глазго в Дублин) — шотландский философ и просветитель. Учился в университете Глазго. В 1729—46 — профессор этого университета. В 1725 опубликовал два трактата с общим названием: “Исследование о происхождении наших идей красоты (1) и добродетели” (2). Первый трактат, в котором обосновывалась автономия эстетического чувства, способствовал выделению эстетики в самостоятельную философскую дисциплину. Во втором трактате Хатчесон развивает намеченную Шефтсбери теорию морального чувства. Это чувство не предполагает врожденных идей и инстинктивно осуществляет дистинкцию добродетели и порока посредством положительной или отрицательной реакции (довольствие—неудовольствие; одобрение—неодобрение) на действия и характеры, направленные на общее благо или наносящие ущерб обществу. Оценки и мотивация морального чувства независимы от соображений пользы, выгоды, а также от перспективы воздаяний и кар в будущем. Теория Хатчесона противопоставлена “эгоистической” этике Гоббса и Мандевиля и теологическому волюнтаризму Локка. Одновременно некогнитивное моральное чувство является альтернативой рационалистической этики С. Кларка и его последователей, выводящих учение о добродетели из вечных и неизменных отношений вещей (добра и зла).
    Перу Хатчесона принадлежат еще два трактата — психологическое исследование “Эссе об аффектах” и “Иллюстрации к (теории) морального чувства”. Обобщающая его этико-эстетические и политические исследования “Система моральной философии” была издана посмертно в 1755. Книга составлена на основе лекций, прочитанных Хатчесоном в 1730 в университете Глазго. В ней автор говорит о внутреннем чувстве красоты и моральном чувстве, а также о таких внутренних чувствах, как симпатитическое чувство, чувство чести и стыда и др.
    В 1740-х гг. Хатчесон занимался переводами с греческого сочинений Марка Аврелия и Эпиктета. В 1742 издал на латыни “Три компендиума метафизики, морали и логики”; в 1747, 1753, 1761 и 1772 гг. компендиумы были изданы в Глазго на английском языке как “Краткое введение в моральную философию. Три книги, содержащие основания этики и естественного закона”.
    Современники особенно высоко ценили педагогическую и просветительскую деятельность Хатчесона. Его иногда называют родоначальником шотландской философской традиции, продолженной Д. Юмом, А. Смитом, Г. Хоумом, А. Фергюсоном, Т. Ридом и др.
    Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973; Гудчесон Ф. Логика. М., 1817.
    Лит.: Scott W. R. Frensis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History of Philosophy. N. Y., 1968.
    M. A. Абрамов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ХАТЧЕСОН" в других словарях:

  • Хатчесон — Хатчесон, Фрэнсис Фрэнсис Хатчесон Francis Hutcheson Фрэнсис Хатчесон Дата рождения: 8 августа 1694(1694 08 08) …   Википедия

  • Хатчесон Ф. — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия

  • Хатчесон — (Hutcheson)         Фрэнсис (8.8.1694, Северная Ирландия, 1747, Глазго), шотландский философ. Профессор моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери; оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно Х., в… …   Большая советская энциклопедия

  • Хатчесон Ф. — ХÁТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (1694–1747), шотл. философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этич. и эстетич. идеи А. Шефтсбери …   Биографический словарь

  • Хатчесон Фрэнсис — Хатчесон (Hutcheson) Фрэнсис (8.8.1694, Северная Ирландия, ‒ 1747, Глазго), шотландский философ. Профессор моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери; оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно Х., в… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис — (1694 1747) шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХАТЧЕСОН Фрэнсис — (Hutcheson, Francis) (1694 1746), шотландско ирландский педагог и философ, родился в Друмалиге (Северная Ирландия) 8 августа 1694 в семье пресвитерианского старшины. Получил образование в университете Глазго в 1710 1716. В 1719 1729 преподавал в… …   Энциклопедия Кольера

  • Хатчесон Фрэнсис —     Если для сочинений Шефтсбери характерна тонкость психологического анализа, то систематичность стала типичным признаком работ ирландца Фрэнсиса Хатчесона (1694 1747), развившего основные идеи и мотивы философии Шефтсбери и Батлера. Хатчесон… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Хатчесон, Френсис — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия

  • Хатчесон Френсис — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ХАТЧЕСОН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.