- ФАЛЕС
- ФАЛЕС
-
(около 625 — около 547 до н.э.) — первый др.-греч. философ и ученый, основатель милетской школы, родоначальник европейской философии. Учился в Египте, усваивая ближневосточные науки; предсказал солнечное затмение (25 мая 585 до н.э.). Стремился построить картину мироздания на естественных и разумных основаниях. Первоначало и первооснова всего сущего, по Ф., — вода. Она разумна. Если что и божественно, то только она. Души — всего лишь активные силы, источники движения. Магнит имеет душу, ибо он притягивает железо. Будучи первым среди «семи греч. мудрецов», Ф. сказал, что «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». Ф. выдвинул требование: «Познай самого себя». Мысля о мироздании, надо стремиться к единству: «Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо. Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ФАЛЕС
-
Талес из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно малодостоверным расчётам Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи мудрецов; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ. философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в том числе знаменитое «Познай самого себя». От учения Ф., которое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след. положения: вода — основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое рождается, живёт и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник жизни; а поскольку всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых существ. но и всего, в том числе и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti, Firenze, 196.'i, p. l—75.Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса ?. , в сб.: Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979, с. 167—76; Zeller E., Mondolfo R., La filosofia dei Greci nel suo sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ФАЛЕС
-
ФАЛЕС из Милета(род. ок. 625 ум. ок. 545 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, в 585 предсказал солнечное затмение. По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреч.) философом вообще. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ему (а также Филону) приписывают изречение: «ghothi seauton» («познай самого себя»). Соч. Фалеса не сохранились.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ФАЛЕ́С
-
(Θαλῆς) (ок. 625–547 до н.э.) – др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Из приписываемых Ф. соч. до нас ничего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогонические идеи-образы Гомера ("Илиада", XIV, 246; VIII, 13–16) и Гесиода ("Теогония", 116–133; 720–725), но отбросил мифологич. олицетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заключался в том, что все многообразие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостихии или первоначалу), которой Ф. считал "влажную природу", воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983 а 24 – 983 в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об одушевленности (гилозоизм) и божественности первоначала: "мир одушевлен и полон богов" (А 3, 22; ср. A 1, 24). Как и для представителей ионийской школы "божественное" для Φ. тождественно с природным (материальным) первоначалом (водой); божеством он называл "то, что не имеет ни начала, ни конца" (А 1–1, 36), т.е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до н.э., разделил год на 365 дней (А 1, 27) и т.п.Фрагменты в рус. пер., в кн.: Mаковельский Α., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9–24.Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, "Вера и разум", 1887, No 23; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151–54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39–44; Блонский П., Этюды по истории ранней греч. философии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История антич. эстетики, М., 1963, с. 339–43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25–32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.–Л., 1947, с. 36–40; Τомсон Дж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145–58; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25–50; Kirk G. S., Popper on science and the presocratics, "Mind", 1960, v. 69, No 275.Ф. Кессиди. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ФАЛЕС
-
ФАЛЕС (Θαλής) из Милета (Иония, Малая Азия) — древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из “семи мудрецов”. Согласно “Хронике” Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата “предсказанного” Фалесом затмения — 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для “мудреца” {Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, “первым” из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — “естественную историю”, Евдем — историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей “реконструкции” не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) “все полно богов” (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное “божеству” вообще), или “душа-псюхе размешана во Вселенной”; 4) мапдп• (по Гиппию, также янтарь) “имеет душу”, так как “движет железо” (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3—4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и “пронизывающий” его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как “жизненное дыхание”), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий “бытие” и “жизнь”: все, чтоесть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода, Т. о., “материя”, в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как “пища” или “семя” космического организма (ср. Аристотель, “Метафизика” 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.Свидетельства: DKI, 67—81; MaddalenaA. lonici, testimonianze e frammenti, Firenze. 1963, 1—75; Со/// G. La sapienza greca, v. l. Mil., 1977; Лебедев. Фрагменты, с. 100-115. Лит.: Лебедев А. А Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского).— В кн.: Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66; ClassenC.J. Thaies, RE, Suppl. 10. Stuttg., 1965, col. 930—947; Mans/eld J. Aristotle and others on Thaïes, or the beginnings f Natural-Philosophy.— “Mnemosyne”, ser. IV, 1985, v. 38, fasc. 1—2, p. 109-129.А. В. Лебедев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.