- АВЕНАРИУС
- АВЕНАРИУС
-
(Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейц. философ, один из основоположников эмпириокритицизма — разновидности позитивизма. Как и у его современника Э. Маха, центральным понятием философии А. является понятие опыта, в истолковании которого А. пытается преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом. Физическое (материальное) А. считает лишь внешней стороной опыта, в то время как психическое представляет собой внутреннюю сторону опыта. Целостный опыт есть единство физического и психического. Из такого понимания опыта естественно вытекает получившее широкую известность учение А. о «принципиальной координации» субъекта и объекта: без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта. Тезис о принципиальной координации означает, что нельзя говорить об объективной реальности самой по себе, она существует только в отношении к познающему субъекту. Поэтому А. вынужден отказаться и от классического понятия истины как соответствия мысли действительности. Ценность познания для него состоит лишь в том, что оно позволяет нам затрачивать меньше усилий для достижения тех или иных целей. В целом по своим воззрениям А. близок Маху и наряду с последним считается одним из лидеров второй волны позитивизма.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- АВЕНАРИУС
-
(Avenarius) Рихард (19.11.1843, Париж,— 18.8.1896, Цюрих), швейц. философидеалист, един из основоположников эмпириокритицизма. Центр, понятие философии А.— опыт, в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического, толкуя их лишь как содержание внеш. и внутр. опыта. Учение А. о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Философия А. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм».в рус. пер.: Критика чистого опыта, т. 1—2, М., 1907—08; Человеч. понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202—301, 448—80; Совр. бурж. философия, М., 1972, гл. 2.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- АВЕНА́РИУС
-
(Avenarius), Рихард (19 нояб. 1843 – 18 авг. 1896) – швейц. философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Проф. Цюрихского ун-та. Центр, понятие философии А. – "опыт" ("Критика чистого опыта" – "Kritik der reinen Erfahrung", Bd 1–2, 1888–90, рус. пер. 1907–08), в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Однако понимание физического и психического лишь как содержания опыта, сведение их к внешнему (физическое) и внутр. (психическое) опыту и есть признание первичности сознания, субъекта, ибо опыт без субъекта, без сознания – пустой звук. В учении А. о "принципиальной координации" утверждается нерасторжимое единство субъекта и объекта (системы С, или центр, члена, и системы R, или противочлена, по терминологии А.). Но формула "без субъекта нет объекта" и есть субъективный идеализм, исключающий объективную реальность, существующую независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания и мышления по "принципу наименьшей траты сил". Философия А. и его учеников – Вилли, Петцольдта, Карстаньена – была подвергнута критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908, изд.1909).Соч.: Человеческое понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans (ответ г. Богданову), Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; его же. Трусливый идеализм, там же; Аксельрод Л. (Ортодокс), Субъективный материализм, "Современный мир", 1910, No 2, 4; Филиппов М., О философии чистого опыта,"Научное обозрение", 1898, No 5; Чечин М. Н., Критика В. И. Лениным махистской теории "элементов мира" и "опыта", в сб.; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" – важнейший этап, в развитии марксистской философии, М., 1959.Б. Быховский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АВЕНАРИУС
-
АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (19 ноября 1843, Париж—18 августа 1896, Цюрих)—швейцарский философ. С 1877—профессор университета в Цюрихе. С 1887 Авенариус издавал журнал “Квартальник научной философии” (Vierteijahiresschrift fur wissenschaftliche Philosophie). Авенариус был основоположником эмпириокритицизма, суть которого в “очищении опыта” от всего того, что опытом не является, т. е. от “метафизических прибавлений”. В результате раскрывается “единство опыта”, который в основе своей есть “жизнь”. Поэтому философия, обращенная к человеку, должна исследовать его прежде всего как живой организм. “Жизнь” Авенариус трактует как “биологическую экономику”, которая представляет собой взаимодействие противоборствующих процессов накопления и расходования энергии. Если один из этих процессов превалирует — наступает смерть. “Оптимум жизни” — это равновесное динамическое состояние, “жизненный максимум сохранения”, а жизненную активность (“работу”) можно представить в виде шкалы, в которой колебания “в сторону потребления” и “в сторону расходов” должны быть уравновешены. Упражнения ведут к сокращению потребностей в энергии, нужной для выполнения работы. Критерием жизнеспособности организма является “принцип наименьшей меры силы”: организм, который более экономно расходует энергию, имеет больше шансов выжить. Жизненный процесс при наличии внешних условий есть “аппроксимация (постоянное приближение) к сохранению” и потому обладает временной размерностью. Если бы равновесие было обязательным условием жизни — организм не мог бы пережить своего рождения, когда он исторгается в чуя{дую ему сферу. Но жизнь существует “вопреки рождению”, это значит, что организм способен сохраняться, стабилизируя свои отношения с “окружением”. Поэтому жизнь нельзя рассматривать как то, что происходит “внутри” организма: она есть “жизненный мир”, т. е. целостность, в которой связаны “внутреннее” и “внешнее”. Упражнения (в процессе “работы”) превращают “новое” в “привычное”, тем самьм чуждое в освоенное, в результате мир стабилизируется, принимает форму предметов, “вещей мира”.Начало жизни — акт рождения; это выход из защищенного состояния в незащищенное, и потому переживается как первая из жизненных катастроф. Следствие первой жизненной катастрофы — “родовая травма”—накладывает печать на все последующее бытие в мире, которое оказывается стремлением достичь безопасного состояния, т. е. вернуться в безопасное материнское лоно. Поскольку это невозможно, происходит замещение в форме “привычки”: то, что “бывает”, становится понятным, т. е. “освоенным”, “принятым в себя”, превращенным из “чуждого” и “внешнего” в “свое” и “родное”. Поэтому родина — это “внутренний мир” организма, это свое. Соответственно понимание мира не “отражение”, а целостное отношение к миру и поведение в нем, когда самосохранение согласовано с пониманием, а стремление к реализации жизненного максимума сохранения тождественно стремлению так все устроить в мире, чтобы он стал “родиной”.Любая попытка справиться с внешней помехой—акт рождения в миниатюре, который начинается с проблематизации и заканчивается депроблематизацией. С упражнениями депроблематизация достигается быстрее, и вместе с тем происходит изменение понятия мира—оно становится все более универсальным. Эту тенденцию выражают философские попытки строить всеобъемлющие онтологии, в которых “все” есть или “огонь”, или “вода”, или “дух”, или “материя”. Если не видеть в этом превращенную форму жизненных устремлений, то “понятие мира” приобретает вид метафизической “мировой загадки”; “позитивная” экзистенциальная характеристика бытия становится “негативной”, действительное бытие превращается в кажимость и даже в небытие.В соответствии со своей био-онтологической картиной мира, в центре которой находится организм как активный центр, Авенариус трактует восприятия как нечто большее, нежели совокупность данных, которые имеют внешний источник: они всегда суть апперцепции, т. е. такое постижение мира, которое зависит от “предданного”. Познание как процесс оказывается по возможности экономным подведением очередных чувственных восприятий под общее понятие.Наиболее общее понятие системы — это “последнее понятие”, или “центральное представление”. Предикат, который стоит в центре системы понятия,—бытие; он “связан со всем”, сопровождает любую апперцепцию. Единственное “свойство” бытия—простое наличие. По этой причине этот предикат не обладает никаким особым смыслом, пуст по содержанию. В процессе “очищения опыта” он неустраним, и его невозможно определить.Метафизические ошибки при исследовании мира возникают в результате интроекции: в акте познающего сознания переживание вещи неким другим человеком “вкладывается” в это сознание, становясь его внутренним содержанием. В итоге изначальная целостность мира опыта распадается на “внешний” и “внутренний”. Вместо целостного опыта (непрерывного потока переживаний, в котором содержание переживания слито с актом) появляются отделенные друг от друга субъект, который переживает ощущения, и внешний ему объект, который эти ощущения вызывает. Таковы корни всякого идеализма—начиная с анимизма и кончая психологизмом (который занят поисками души как самостоятельной субстанции). Исключение интроекции приводит к восстановлению “естественного” понятия мира, и вопрос о реальности “внешнего мира” в качестве “другой реальности” снимается как мнимая философская проблема.Концепция Авенариуса оказала влияние на становление феноменологии.Соч.: Человеческое понятие о мире. М., 1901; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. СПб., 1913; Критика чистого опыта, т. 1—2. M., 1907-1909.Лит.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.—Поли. собр. соч., т. 18; Raab F. Die Philosophie von R. Avenarius. Lpz., 1919. A. Ф. Зотов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.