- СЕНГОР
- СЕНГОР
-
(Senghor) Леопольд Седар (р. 1906) — сенегальский поэт и философ. Один из создателей теории не-гритюда, утверждающей исключительность исторических судеб Африки. Проводил различие между негроафриканской личностью и эллинско-европейской. Неф, по мнению С. дитя природы. Он познает др. человека на субъективном уровне, ему присущи плотское чувство ритма, чувство движения. Негру в отличие от европейца нужно не размышлять о другом, а пережить его эмоционально, «станцевав его». Математическая аксиома самоочевидна для европейца, но не для бушмена. Разум один в том смысле, что он служит для постижения другого, т.е. объективной реальности, его природа подчиняется его собственным законам, однако его способы познания, его «формы мышления» различны и обусловлены психологическим и физиологическим складом каждой расы. Разум классической Европы аналитичен, поскольку ориентирован на использование; разум же афр. негра интуитивен, поскольку соучаствует. Техническая деятельность афр. негров соединена с культурной и религиозной активностью, с искусством и магией. Эти последние виды деятельности всегда преобладали над производительным трудом. Афр. общество основано гл.обр. на человеческих взаимоотношениях и, пожалуй, в еще большей степени на взаимоотношениях между людьми и «богами». Афр. нефа эмоционально трогает не столько внешний облик субъекта, сколько его глубинная реальность — его субреальность, и не столько знак, сколько чувство. Нефитюд — это совокупность культурных ценностей афр. нефа. Позднее С. отошел от крайностей нефитюда, рассматривая африканизм как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- СЕНГОР
-
(Senghor) Леопольд Седар (р. 9.10.1906, Жоаль, Сенегал), гос. деятель Сенегала, философ, поэт. С.— один из создателей негритюда. По С., негроафр. личности (в отличие от эллинско-европейской) присущи особые чувства интуиции, сопереживания, образности и ритмики (формула: «эмоция принадлежит негру, а разум — эллину»), и потому негро-афр. и эллино-европ. культуры принципиально различны. Позднее С. отошёл от субъективистских крайностей не-гритюда, рассматривая «африканизм» как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. В утверждении культурной независимости Африки С. видит основу её самоопределения и в др. сферах, но при этом выступает и за синтез афр. культурных ценностей с научно-технич. ценностями зап. цивилизации. Эти взгляды подвергались критике за преувеличение роли субъективных и ценностных факторов, за несостоятельность расового распределения ценностей, за ограниченность «культурной критики» неоколониализма.С. подчёркивает также специфику социального развития Африки, пытается обосновать возможность особого реформистского «афр. социализма». По С., формы распределения и труда, присущие традиционной общине, носят солидаристский характер и тем самым, исключив классовые конфликты и эксплуатацию, могут стать основой для создания гармонич. отношений в масштабах всего общества. С. пытается показать также особый солидаристский характер афр. демократии, государства и партии.Не принимая марксизма в целом — материалистич. понимания истории, учения о классовой борьбе, С. пытается эклектически соединить некоторые его принципы (гуманизм, всестороннее развитие личности) с теорией «афр. социализма».Nation et voie africaine du socialisme, P., E1961]; Nigritude et humanisme, P., 1964; On African socialism, N. ?.— L., 1964; Prose and poetry, L., 1965; в рус. пер.— Песнь ночи и солнца, М., 1965.Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеология и проблемы культуры, М., 1972; Mapтышин О. В., Социализм и национализм в Африке, М., 1972; Мосейко А. Н., «Негритюд» и совр. философско-эстетич. и теоретико-лит. борьба в странах Тропич. Африки, в кн.: Теории, школы, концепции. Художеств. процесс и идеологич. борьба, М., 1975.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.