СЕЗЕМАН Василий Эмильевич


СЕЗЕМАН Василий Эмильевич
СЕЗЕМАН Василий Эмильевич
(1884-1963) — рус. философ. Род. в семье врача (отец — финн, мать — русская). Учился в Военно-медицинской академии, но в 1903 со второго курса перешел на классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского ун-та, где усиленно занимался антич. и новой философией. В 1909 оставлен при кафедре философии для получения профессорского звания и командирован в ун-ты Марбурга и Берлина. По возвращении преподавал философию в ун-тах и гимназиях Петербурга, Вятки, Берлина и Каунаса, проф. ун-та которого стал по рекомендации Н. Гартмана, Н. Лосского и С. Франка. В 1950 арестован и отправлен в ГУЛАГ, в 1958 реабилитирован и до конца жизни — проф. логики Вильнюсского ун-та.
Основная тема его филос. творчества — проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным. Эта тема разрабатывалась на такой фундаментальной основе, как синтез глубинного платонизма рус. филос. культуры, восходящей к святоотеческой традиции, с филос. принципами неокантианствамарбургской школы и «идеями чистой феноменологии» Э. Гуссерля. Уже магистерская диссертация С. была посвящена платоновской традиции — «Этика Платона и проблема зла». Эти же материалы были использованы и при написании статей о Сократе и Плотине, опубликованных в 1925. Формирование филос. взглядов С. происходило в русле западноевропейских филос. школ и направлений. Особое влияние оказали работа Гуссерля «Идеи чистой феноменологии» и рецензия с комментариями к ней П. Наторпа, а также систематическая разработка Гартманом феноменологических проблем в кн. «Основные пути метафизики познания». Именно на стыке феноменологии и марбургского неокантианства С. пытался отыскать решение проблем соотношения иррационального с рациональным. Иррационализм рассматривался С. с одной стороны, как негативная (нижняя) граница бытия, а с др. — как высшая, позитивная граница, за которой явлена абсолютная первооснова космоса, воплощенная в принципах единства истины, добра и красоты. Первооснова понималась С. не только как сверхбытие, сверхценность, но и как сверхразумное. Первоначальные формы подобных характеристик бытия С. усматривал в традициях платонизма и в платоновски обусловленной богословско-филос. экзегетике отцов и учителей Церкви. По мнению С. от эмпирических ступеней рациональности вполне возможно перейти к идее абсолютной рациональности через мост иррациональных принципов в том случае, если иррациональное выступит в роли филос. абсолюта, выражаемого исключительно апофатически. Европейская культура, по мнению С. стоит на пороге катастрофы, она погрузилась в иррациональные бытийные бездны, построенные на отрицательных началах. Единственный выход из подобного кризиса мыслитель видел в сущностной связи духовной культуры с высшим трансцендентным началом, которое только одно способно осуществить и обосновать свое внутреннее единство.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "СЕЗЕМАН Василий Эмильевич" в других словарях:

  • Сеземан, Василий Эмильевич — Василий Эмильевич Сеземан Дата рождения: 30 мая (11 июня) 1884(1884 06 11) Место рождения: Выборг, Великое княжество Финляндское Дата смерти: 23 марта 1963 …   Википедия

  • СЕЗЕМАН Василий Эмильевич — (30.05(11.06). 1884, Петербург 29.03.1963, Вильнюс)    философ. В 1909 г. окончил классическое отделение историко филологического ф та Петербургского ун та, был оставлен при кафедре философии для получения проф. звания и командирован в ун ты… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СЕЗЕМАН —     СЕЗЕМАН Василий Эмильевич [30 мая (11 июня) 1884, Петербург 29 марта 1963, Вильнюс] русский философ. В 1909 окончил классическое отделение историко филологического факультета Петербургского университета, оставлен при кафедре философии для… …   Философская энциклопедия

  • Неокантианство — Кантианство …   Википедия

  • Неокантианцы — Неокантианство направление в немецкой философии второй половины XIX начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев ( Назад к Канту! ) был сформулирован Отто Либманом в работе Кант и эпигоны (1865) в условиях кризиса философии и моды на… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.