САНКХЬЯ-КАРИКА


САНКХЬЯ-КАРИКА
САНКХЬЯ-КАРИКА
(санскр. Sarnkhyakarika) — канонический текст филос. традиции санкхьи (одной из ортодоксальных систем инд. философии), составленный, вероятнее всего, в нач. 5 в. и выполняющий в ней функцию базового текста («Санкхья-сутра» была составлена значительно позднее). Сведения об авторе «С.-к.» Ишваракришне незначительны: он был, возможно, брахманом, ставшим впоследствии странствующим аскетом. Однако его текст свидетельствует о том, что он превосходно изучил наследие своих предшественников, т.к. смог унифицировать положения многочисленных конкурирующих школ санкхьи пред-классического периода, представив «ортодоксальную» версию ее доктрины. «С.-к.», содержащую от 69 до 73 стихов, или карик (у различных комментаторов), можно считать уникальным опытом конденсированной экспозиции филос. системы в совершенной поэтической форме.
Карики 1 —2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, живых существ и свыше) и задают установку на освобождение от них. В кариках 3—7 кратко «записаны» все 25 начал санкхьи, учения об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8—20 представляют онтологию санкхьи: учение о предсуществовании следствия в причине; характеристики «проявленного» и «непроявленного» уровней трехгунной реальности; самих трех гун — конечных «атомарных» факторов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности; обоснование единства трех гун в качестве первоматерии мира Пракрити; существование Атмана-пуруши как «чистого субъекта» и его множественность, а также ложная взаимоассимиляция Пракрити и пуруш. Карики 21—27, 38 посвящены космологии — эманациям всех «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 28—37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей любой психосоматической организации и три «внутренние способности» — ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи. Предмет карик 39—55 — механизм трансмиграции тонкого тела (своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами) и диспозиции сознания индивида, определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56—61 — служение «бессознательной» Пракрити интересам пуруш. Карики 62—68 посвящены «освобождению» пуруши от мира страданий (мокша), которое начинается с «реализации» истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и «освобождается» необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи по определению бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах «С.-к.» излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи.
«С.-к.» пользовалась беспрецедентной популярностью: уже к 10 в. к ней было составлено более десятка комментариев; на «С.-к.» опирались в изложении учения санкхьи и все ее оппоненты (буддисты, джайны, вайшешики, найяики, ведантисты). Сформулированный в ней классический дуализм стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии пуранической литературы (где развивалась и образность «С.-к.» — сравнения Пракрити и пуруш с женским и мужским началами, а созидания и разрушения мира — с их «соединением» и «разлукой»).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "САНКХЬЯ-КАРИКА" в других словарях:

  • Санкхья-карика — «Санкхья карика» (санскр. सांख्यकारिका, Sāṁkhyakārikā IAST)  санскритский текст, считающийся самым ранним из сохранившихся текстов индуистской философской школы санкхья. Датируется периодом Гуптов. Авторство текста приписывается философу… …   Википедия

  • “САНКХЬЯ-КАРИКА” —     “САНКХЬЯ КАРИКА” (санскр. Samkhya karikâ) канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4 5 вв. Ишваракришной брахманом из Кошалы (Северо Восточная Индия) или странствующим аскетом. “Санкхья карику”, содержащую от 69 до 73 стихов (у… …   Философская энциклопедия

  • «САНКХЬЯ-КАРИКА» — (санскр. Sāṃkhya kārikā) – канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4–5 вв. Ишваракришной – брахманом из Кошалы (Северо Восточная Индия) или странствующим аскетом. «Санкхья карику», содержащую от 69 до 73 стихов (у различных… …   Философская энциклопедия

  • "САНКХЬЯ-КАРИКА" — один из осн. лит. источников древнейшей школы индийской философии санкхья. Автором С. к. считается мудрец Ишвара Кришна (4–5 вв.). С. к. состоит из 72 двустиший, в лапидарной форме излагающих осн. положения учения санкхьи. Лит.: Радхакришнан С.,… …   Философская энциклопедия

  • "САНКХЬЯ-КАРИКА" —         ( (Сочинение по) санкхъе (в форме) стихотворных афоризмов ) первый текст классической санкхьи, написанный Ишваракришной (III в. н. э.), состоит менее чем из 100 стихов размером арья; авторы важнейших комментариев Гаудапада (VI в.),… …   Словарь индуизма

  • Санкхья Карика —     (Санскр.) Труд Капилы, содержащий его афоризмы. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • САНКХЬЯ КАРИКА — (Санскр.) Труд Капилы, содержащий его афоризмы …   Теософский словарь

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия

  • Санкхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Санкхья — (санскр., буквально число, перечисление, расчёт)         одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.