- САМОПОЗНАНИЕ
- САМОПОЗНАНИЕ
-
— познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С. усматривая в нем условие всякой добродетели (Сократ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и советовали не переоценивать результаты углубления индивида в свое Я. И.В. Гёте, в частности, писал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя — вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган». В др. работе Гёте замечает: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при. помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Некоторые философы сомневаются в существовании Я или даже отрицают его. Так, Д. Юм отмечал в «Трактате о человеческой природе», что кроме пучка следующих друг за другом ощущений, ничто не дает основания полагать, что понятие Я может быть распознание посредством интроспекции.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- САМОПОЗНАНИЕ
-
познание Я, самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого, себя, было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах. Это изречение Фалеса (по др. источникам – Хилона). Сократ видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. Лессинг называл его центром, а Кант – началом всей человеческой мудрости. Гёте, напротив, считал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя – вызывает такое же недоверие ", какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя – только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган» («Bedeutende Fцrdernis», 1923). «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» («Максимы и рефлексии»); см. Самонаблюдение, Самость.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.