- РЕШЕР
- РЕШЕР
-
(Rescher) Николас (р. 1928) — амер. аналитический философ и логик. Проф. Питсбургского ун-та (с 1961), редактор жур. «American Philosophical Quarterly» (с 1964). Исследовательские интересы Р. необычайно широки и включают философию и методологию науки, историю логики и философии, многозначную, вероятностную, модальную логику, теорию ценностей, гносеологию, теорию принятия решений и т.д. Его филос. концепция, сочетающая в себе элементы кантовского трансцендентализма и прагматизма, нашла наиболее полное изложение в трехтомном труде «Система прагматического идеализма» (1992—1994), где научное познание представлено как смена интеллектуальных конструкций, создаваемых учеными в процессе практического взаимодействия с природой. Вместе с тем в своей деятельности исследователи реализуют ряд априорных концептуальных принципов (причинности, субстанциональности, необходимости, возможности и т.д.), которые в совокупности составляют научный метод. Истинность научного знания состоит в его практической и теоретической успешности при решении научных проблем. Однако в своей теории истины Р. дополняет этот критерий практической успешности теоретической когерентностью системы научного знания. Не будучи сторонником научного реализма, Р. не отвергает его полностью и предлагает концепцию «аппроксиматического реализма», которую пытается согласовать со своим прагматическим идеализмом и прагматически истолкованным прогрессом науки.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- РЕШЕР
-
РЕШЕР (Rescher) Николае (род. 15 июля 1928) — американский логик, философ-аналитик. Профессор Питсбургского университета (с 1961), редактор журнала “American Philosophical Quarterly”. Свою философскую концепцию называет “идеалистическим прагматизмом”. В ее основании — попытка соединить кантовский трансцендентализм и прагматистскую философию науки. Процесс научного познания трактуется Решером как чередование интеллектуальных конструкций, формируемых в практическом взаимодействии исследователей с природой, опосредованном априорными концептуальными принципами: необходимости, возможности, причинности, субстанциональности и т. п. Эти принципы образуют метод научного познания как специфическую форму человеческой деятельности. С точки зрения Решера, “истинность” есть некая идеализация, знания признаются истинными не потому, что у исследователей есть возможность сопоставлять их с “реальностью самой по себе”, а на основании некоторых стандартов и критериев, принимаемых различными группами (сообществами). Эти стандарты и критерии проходят испытание, доказывая свою применимость успешностью при решении научных проблем. Такая позиция может быть названа “когнитивным релятивизмом”; сводится к тому, что “истинность” как характеристика знаний является культурно, исторически и социологически относительной.Методологические принципы в сочетании с принятыми интеллектуальной группой критериями успешности (истинности) знаний образуют основу рациональности, понимаемой как “разумное стремление к адекватным решениям — с использованием релевантной информации и убедительных принципов рассуждения при решении отвлеченных и практических проблем” (РешерН. Границы когнитивного релятивизма.— “ВФ”, 1997, № 7, с. 38). Реальным фактом является наличие и конкуренция различных — возможно, альтернативных — рациональностей. Вопрос о коммуникации между группами (сообществами, культурами и т. д.), обладающими различными рациональностями, разрешается прагматически, но внутри группы рациональность обладает абсолютным cмыcлoм^ и переход к иной рациональности возможен только на “иррациональных” (с точки зрения данной группы) основаниях. Поскольку критерий успешности — это практическая польза и теоретическая когерентность (логическая согласованность) знаний, прагматическая концепция истины, по мысли Решера, должна быть дополнена логико-аналитической методологаей, что и происходит в теоретическом науковедении.Решер — автор фундаментальных работ по истории логики и философии, ряда ценных разработок по методологии исторического исследования, теории организации науки, теории решений, вероятностной, модальной, многозначной логике.Соч.: The Development of Arabic Logic. Pittsburgh, 1964; The Logic of Commands. L„ 1966; The Distributive Justice. N.Y., 1966; Topics in Philosophical Logic. Dordrecht, 1968; Many-valued Logic. N. Y, 1969; Scientific Explanation. N. Y, 1970; Conceptual Idealism. Oxf„ 1973; The Primacy of Practice. Essays Towards a Pragmatically Kantian Theory of Empirical Knowledge. Oxf., 1973; The Coherence Theory of Truth. Oxf 1973; Studies in Modality. Oxf., 1974; A Theory of Probability. Oxf., 1975; Essays in the Theory of Knowledge. Oxf., 1975; A Theory of Possibility. xf., 1975; Unselffishness: The Role of the Vicarious Affects in Moral Philosophy and Social Theory. Pittsburgh, 1975; Plausible Reasoning. Anist., 1976; Methodological Pragmatism. A Systems-Theoretic Approach to the Theory of Knowledge. Oxf., 1977; Dialectics: A Controversy-oriented Approach to the Theory of Knowledge. Albany, 1977; Peirce's Philosophy of Science: Critical Studies in his Theory of Introduction and Scientific Method. L., 1978; Scientific Progress: A Philosophical Essay on the Economics of Research in Natural Science. xf., 1978; Crochets and Comments: Essays on Technological Progress and the Condition of Man. Pittsburgh, 1979; The Logic of Inconsistency: A Study in Non-standard Possible-world Semantics and Meinongian ntology. Oxf., 1979; Cognitive Systematization: a Systems-theoretic Approach to A Coherentist Theory of Knowledge. N.Y., 1979; Rationality. xf., 1988.B. H. Пору с•
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.