РАНЕР


РАНЕР
РАНЕР
(Rahner) Карл (1904—1984) — католический и религиозный философ, член ордена иезуитов с 1922, проф. догматической теологии Инсбрукского (1949— 1971) и Мюнхенского (1964—1967, 1971—1984) ун-тов. Один из редакторов 10-томной энциклопедии «Lexi-kon fur Theologie und Kirche» (1957—1965) и энциклопедии «Sacramentum Mundi» (1968—1970). Принимал участие в подготовке Второго Ватиканского собора, был членом Папской богословской комиссии.
Одним из основных толчков для мысли Р. послужило переосмысление томистской метафизики в духе кантовского трансцендентализма, предпринятое в работе Ж. Марешаля «Точка отсчета метафизики». Создавая собственный вариант теологической антропологии, Р. вступил в диалог с философией М. Хайдеггера, у которого он учился во Фрайбурге. Свой богословский метод он назвал трансцендентально-антропологическим, ориентированным на трансцендентальный, т.е. универсальный, априорный и дорефлективный опыт. Трансцендентальный опыт становится сознательным, только если мы осуществляем рефлексию по поводу человеческого познания и деятельности, но такая рефлексия открывает человеческую трансцендентность в конечном мире, где человечность открыта бесконечной запредельной миру тайне, именуемой в религии Богом. Анализ трансцендентального опыта показывает, что дорефлективный опыт Бога присутствует во всем человеческом опыте. Человеческая природа становится само-трансценденцией к Богу.
Для Р. метафизическая проблема человека связана с главным вопросом метафизики, т.е. с вопросом о бытии сущего как такового. Познаваемость — наиболее фундаментальная черта бытия, его сущность, ибо бытие того «что есть» — это познаваемость того «что есть». Человеку в его самосознании изначально присуще вопрошание о бытии, он сам существует как «вопрос о бытии в целом». При этом он уже обладает неким предварительным знанием бытия как такового. Оно предварительно познается в особых духовных актах — «предпостижения» (Vorgriff) и «предпонятия» (Vorbegriff). «Нетематическое», доконцептуальное схватывание бытия становится трансцендентальной основой всех суждений относительно ограниченного бытия.
Бытие человека противоречиво в одновременной историчности и трансцендентности, он «колеблется» посредине между миром и Богом. Бог открывается человеческому Я, обращая к нему свое Слово. Тем самым человек определяется как «слушатель Слова» через фундаментальную рефлексию собственного бытия, переживание самого себя в истории.
Особое значение в антропологии Р. приобретает анализ феномена смерти. Выделяются феномены смерти, смертности и умирания как определяющие категории человеческого существования (близкие к Хайдеггеровскому «экзистенциалу»). Смерть — это основной «выбор человеческого сердца», «активное самоприведение к завершенности», одновременно и «полнота», и «опустошенность», утрата человеком самого себя и единство «в-себе-бытия» личности и ее чистого «для-себя-бытия».
Помимо философско-теологической деятельности Р. активно занимался религиозной публицистикой, исследуя проблемы современного мира и церковной жизни.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

РАНЕР
    РАНЕР (Rahner) Карл (5 марта 1904, Фрайбург — 18 марта 1984, Инсбрук) — католический философ и теолог. Изучал теологию в Валькенбурге (Голландия) и философию во Фрайбурге (в т. ч. непосредственно у Хайдеггера). В 1937—44 приват-доцент сначала в Инсбруке, а затем в Вене; в 1944—48 священник в Нижней Баварии, с 1948 профессор догматического богословия в университете Инсбрука, с 1964 профессор философии религии и христианской антропологии (см. Антропология христианская) в Мюнхенском университете, где занял кафедру после Р.Гвардини. Иезуит (с 1922). На II Ватиканском соборе теолог-консультант, влиятельный представитель левого, обновленческого направления. После Собора — профессор догматики в Мюнстере. В своих многочисленных работах (более 2 тыс.) Ранер стремился реформировать церковное вероучение, на основе католической традиции освоить достижения сегодняшней философии и науки, сделать их достоянием христианского понимания мира, наладить диалог с современной цивилизацией. Особое внимание он уделял разработке новой антропологии с позиций трансцендентального метода, сочетавшего кантианский трансцендентализм с томистской метафизикой. Томизм, настаивал он, должен преодолеть односторонний интеллектуализм, игнорирование субъективности, историчности человеческого бытия, соотнесенности историчности с трансценденцией, освоив с этой целью сильные стороны экзистенциалистской философии и преодолев свойственную ей односторонность— интерпретацию религиозной веры в категориях субъективноэмоциональной сферы бытия. Метод трансцендентальной антропологии Ранера заключается в том, чтобы рассматривать человека как существо, определяемое в качестве “абсо
    лютной трансценденции к Богу”. В рамках антропологически ориентированной метафизики Ранера антропоцентричность и теоцентричность не являются взаимоисключающими противоположностями; говорить о Боге можно только говоря о человеке, и наоборот.
    В религиозной философии, понимаемой Ранером как “преддверие веры”. Откровение Божие предстает как “слово”, обращенное к человеку в виде доступных для него символов, исторических, раскрывающихся во времени событий. Отсюда определение веры как “слышание слова” и человека как потенциального или актуального “слышателя слова”, вступающего в диалог с миром.
    Ранер стремился выявить точки соприкосновения христианства с современным миром, обосновать возможность диалога на общей гуманистической платформе с другими религиями и идеологиями, включая марксистский атеизм. В качестве основы диалога Ранер предложил вызвавшую острую полемику концепцию “анонимного христианства”. Церковь является, согласно Ранеру, частью плюралистического общества, таким оно останется и в будущем. Поэтому христианин должен принимать этот мир как он есть, с его растущей секуляризацией и атеизмом, не обожествляя его в утопических идеологиях и не предавая проклятию. Теология, как ее представлял Ранер, оставаясь “теологией Бога” должна стать конкретной “теологией жизненной действительности”, отвечающей требованиям ситуации церкви в современном секуляризованном мире и духовным запросам современного человека — “путника на сей земле”.
    Соч.: Geist in der Vk . Zur Melhaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin, 2 Aufl. Miinch., 1957; Schriften zur Theologie, Bd. I—XIV; Hörer des Wortes. Zur Grundlegung einer Religionsphilosophie. Miinch., 1963; Chancen des Glaubens. Fragmente einer modernen Spiritualität. Münch., 1971; Grundkurs des Glaubens. Einführung in den Begriff des Christentums. Münster, 1976; Zur Theologie der Zukunft. Münch., 1971; Kleines theologisches Wörterbuch (mit H. Vorgrimmler). Münch., 1961 (7 Aufl., 1968).
    Лит.: Кузмицкас £. Трансцендентальная антропология К. Ранера.— В кн.: Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982; Vorgrimmler H. Karl Rahner, Leben - Denken - W;rke. Münch., 1963; Eicher P. Die antropologische W;nde. Münch., 1970; Heiyden B. Karl Rahner. Darstellung und Kritik seiner Grundposition. Darmstadt, 1973.
    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "РАНЕР" в других словарях:

  • РАНЕР — (Rahner) Карл, иером. (1904–84), нем. католич. богослов, член Общества Иисусова (с 1922). Рукоположен в 1932. Высшее богосл. образование получил в ун–тах Фрайбурга и Иннсбрука. Проф. догматич. богословия в Инсбруке (1949–64), Мюнхене (1964–67) и… …   Библиологический словарь

  • РАНЕР (Rahner) Карл — (1904 84) немецкий католический богослов, иезуит. Преподавал в университетах Инсбрука, Мюнхена и Мюнстера. Традиция томизма сочетается у Ранера с идеями экзистенциальной философии и персонализма. Издатель и редактор энциклопедических изданий… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ранер, Карл — Карл Ранер Karl Rahner …   Википедия

  • Ранер Карл — (Rahner) (1904 1984), немецкий католический богослов, иезуит. Преподавал в университетах Иннсбрука, Мюнхена и Мюнстера. Традиция томизма сочетается у Ранера с идеями экзистенциальной философии и персонализма. Издатель и редактор энциклопедических …   Энциклопедический словарь

  • DEI VERBUM — [лат. Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI. На создание DV оказало влияние католич. библейское движение… …   Православная энциклопедия

  • Дело об убийстве Церник (фильм) — Дело об убийстве Церник Leichensache Zernik Жанр детектив …   Википедия

  • Дело об убийстве Церник — Leichensache Zernik …   Википедия

  • НЕОТОМИЗМ —         филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris»). Наиболее известные представители Н.… …   Философская энциклопедия

  • НЕОТОМИЗМ — течение в современной католической философии, основывающееся на учении Фомы Аквинского (1225 1274). Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII Aeterni patris . К числу крупных… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • АНТРОПОЛОГИЯ —         область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.         В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… …   Энциклопедия культурологии

Книги

Другие книги по запросу «РАНЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.