- РАМАНУДЖА
- РАМАНУДЖА
-
(санскр. Ramanuja, традиционная датировка 1017—1137) — реформатор средневекового индуизма, наиболее авторитетный представитель «теистической» веданты, получившей позднее обозначение вишишта-адвайты («дифференцированный не-дуализм») и основатель самой почтенной из традиций вишнуитской бхакти — шри-сампрадая. Деятельность Р. приходится на эпоху синтеза тамильской бхакти и «санскритской» философии и ритуала. Тамильский брахман по происхождению, Р. был учеником последователя «ограниченного монизма» Ядавапракаши, чье учение восходило еще к доктрине бхеда-абхеда («тождество в различии»), первого критика Шанка-ры — Бхаскары (8—9 вв.). Ближайшим по времени к Р. альваром был Алавандар, более известный своим санскритским именем Ямуначарьи (10—11 вв.), который уже заложил основы «теистической» веданты. Р. был племянником ученика Ямуны — Махапурны, через которого, вероятно, и совершилась его инициация в общину шривайшнавов.
Основное произведение Р. — объемный комментарий к «Брахма-сутрам» под названием «Шрибхашья» («Комментарий в честь богини Шри»). Ему принадлежит также комментарий к «Бхагавадгите» и трактаты «Ведантадипа» («Светильник веданты»), «Ведантасара» («Квинтэссенция веданты») и «Ведартхасанграха» («Конспект ведийских предметов»). Р. приписываются три «восхваления» Вишну-Нараяны и способов «при-
ближения» к нему — своеобразные гимны в прозе, а также служебник шривайшнавов. Р. удалось выстроить из интуиций Ямуны целую систему «бхактической веданты». Во всех пунктах она оппонирует абсолютистскому монизму Шанкары.
Р. подвергает критике основную адвайтистскую доктрину об ограниченной реальности мира как проекции Авидьи. Р. основывается на «эпистемологическом реализме», по которому нереальное вообще не может быть объектом познания. Он отвергает и шанкаровское различение двух уровней истины в речениях Упанишад: все они располагаются на одном ярусе истины, и то, что в одних акцентируется единство, а в других дифференциация, вполне объяснимо, поскольку именно единство-различие характеризуют соотношение субстанции и ее атрибутов. Р. обнаруживает целый ряд некорректностей в адвайтистской локализации Неведения и определении его онтологического статуса. Оно не может быть локализовано ни в индивидуальных душах (сама их индивидуальность порождена Неведением, а причина не может зависеть от своего следствия), ни в Брахмане, которому тогда надо приписать незнание. Если Неведение скрывает Брахмана, то это противоречит его «самораскрывающейся» природе. Неведение не может быть и сущим и несущим (по адвайтистам, «невыразимым»), ибо вещи бывают либо сущими, либо не-сущими. Неведение, как Майя, не может быть «конструктором» этого мира, ибо отрицательная по определению величина не способна быть «положительным» началом. Если признать его таковым, то оно непреодолимо в принципе, ибо ничто «положительное» не может разрушиться. Тем не менее Р. допускает переинтерпретацию Майи — в виде креативной способности Божества, осуществляемой в мире.
Соотношение Брахмана с душами и миром также не может мыслиться в рамках иллюзионизма. Брахман, тождественный Вишну-Нараяне, соотносится с ним подобно тому, как душа с телом, владелец с собственностью или целое с частями, и это отношение можно рассматривать как идентичность в одном аспекте и различность — в другом. Души безначальны подобно Божеству, но лишены его вездесущести и всемогущества. Мир же как «тело Божества» развивается посредством направляемых им космических эманаций через реальную трансформацию Первоматерии от менее «проявленных» к более «проявленным» состояниям (здесь Р. следует космогонии санкхьи).
«Освобождение» и средства его реализации также мыслятся Р. по-другому, чем у адвайтистов: первое в виде сопричастности души Божеству (и вечного пребывания в божественном мире — Вайкунтхе), а не «растворения» в нем, последнее — как познание, которое предполагает необходимость обрядовой практики и неотделимо от ступеней «самоотдачи» (прапатти) адепта Нараяне.
Последователям Р., самым ярким из которых был Ведантадешика (13—14 вв.), принадлежит очень значительное по объему филос. наследие и влияние на бхактов 14—15 вв.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- РАМАНУДЖА
-
(р. ок. 1017, Шриперумбудур, Юж. Индия), инд. религ. мыслитель, основатель и крупнейший представитель вишишта-адвайты — разновидности веданты. Р. принадлежат комментарии к «Брахма-сутре» Бадараяны (рассматривался в вишнуизме как осн. толкование учения веданты) и к «Бхагаватгите», а так-жe «Ведантасара», «Ведартхасанграха», «Ведантадипа». Как и Шанкара, Р. развивал веданту в монистич. направлении, однако, принимая учение упанишад о сотворении мира и признавая брахман как высшую и единую абс. реальность, Р. в отличие от Шанкары полагал, что брахман охватывает и лишённую сознания материю, и обладающие сознанием индивидуальные души, причём то и другое реально как часть брахмана, им управляемая, как его тело, однако не тождественно ему. Существование материи и индивидуальных душ не может объясняться иллюзией (майей). Развитый Р. вариант веданты, допускающий, что высший и единый брахман проявляется во множестве форм, явился реакцией на адвайта-веданту, фактически разорвавшую связь между брахманом и индивидуальными душами, с одной стороны, и между богом и его адептами — с другой.Мир, по Р., создан богом из лишённой сознания материи — пракрити. Приведённая в движение, эта недифференцированная тонкая материя образует огонь, воду и землю, в которых присутствуют три качества — гуны. Из смешения трёх тонких элементов образуется весь мир объектов, который столь же реален, как и брахман. Майя — это лишь способность бога создать нечто необыкновенное; нередко майя обозначает и творч. потенции пракрити. Особое место в комм. Р. к «Брахмасутре» занимает критика учения Шанкары об иллюзии и утверждение истинности всякого познания: то, что воспринимается, реально; то, чего реально нет, не воспринимается. Ошибки в восприятии (напр., принятие верёвки за змею) основаны на смешении объектов, обладающих сходным составом элементов (так, и змея и верёвка возникли из смешения огня, воды и земли). Когда мира и объектов нет (до начала творения или при его распаде), материя и душа пребывают в брахмане в недифференциров. виде и сам брахман остаётся непроявленной причиной; дифференциация объектов и душ выявляет брахман как результирующую сущность. Учение Р. признаёт бесконечное число положит. качеств бога (всемогущество, абс. знание, милосердие и т. п.), и в отличие от непроявленного брахмана ад-вайты-веданты бог понимается как проявленное действие и является объектом почитания.Душа, по Р., представляет собой бесконечно малую извечную субстацию; внутр. свойством её является никогда не покидающее её сознание (при любых условиях душа созпаёт себя как «Я»). Зависимость души определяется привязанностью к телу, в котором она воплощена, и проявляется в незнании (результат её кармы): душа отождествляет себя с телом, привязывается к земным утехам, жаждет чувств. удовольствий и т. п. Знание, открываемое ведантой, как и исполнение ритуалов, ведёт к изживанию кармы, уничтожению зависимости от тела и освобождению; душа становится подобной божеству, исполненной свободы, радости и любви, хотя и не соединяется с богом, ибо конечное и бесконечное несоединимо (отношение бога и «Я», по Р., это отношение тождества и различия). Учение Р. имело широкий отклик в Индии и вынудило последователей Шанкары уточнить позиции адвайты-веданты.Badarayana. The Vedanta-Sutras, Oxf., 1904 (The Sacred Books of the East, v. 48); Sri-brashya by Ramanujacharya, ed. with notes in Sanskrit by Vasudev Shastri Abhyakar, v. l—2, Bombay, 1914—16; Sri bhasya of_ Ramanujacharya, ed. by J. J. Johnson, Benares, 1915; Ramanuja's Commentary on_the Bhagavadgita, ed. by Gpdindacarya, Hyderabad, 1930; Ramanuja's Vedarthasamgraha, introd., critical ed., transl. by J. A. B. van Buitenen, Poona, 1956; Ramanuja's Vedantadipa..., hrsg. v. A. Hohenberger, Bonn, 1964.Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С,, Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Raghavachar S. S., Introduction to vedanta Sangraha, Mangalore, [1957]; Hohenberger A., Ramanuja. Ein Philosoph indischer Gottesmystik, Bonn, 1960; Yamunacharya M., Ramanuja's teachings in liis own words, Bombay, 1963; Murthу H. V. S., Vaisnavism if Samkaradeva and Ramanuja, Delhi, 1973; Carman J. B., The theology of Ramanuja, New Haven — L·., 1974; Ramaiah G. S., Brahman. A comparative study of the philosophies of Sankara and Ramanuja, Waltair, 1974; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, V. 3, Delhi, 1975.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- РАМАНУДЖА
-
(ок. 11–12 вв.) – инд. мыслитель, основатель теистич. направления (т.н. огранич. монизма – вишиштадвайта) школы веданта. Р. принадлежат комментарии к Бхагавадгите и нек-рым Упанишадам; осн. его работы – комментарии к "Брахмасутре" ("Шрибхашья"), "Ведантасаре", "Ведартхасанграхе", "Ведан-тадине".Конечной и высшей истиной Р. считает абс. дух, брахман. Однако, в отличие от Шанкары, Р. признает реальность и материальных объектов. Брахман, по Р., представляет собой единство трех начал: эмпирич. субъекта (бхоктри), объективного мира (бхогья) и действующей силы (преритри). В трактовке физич. мира Р. заимствует идею санкхьи о пракрити (материи), считая, однако, что ее развитие направляется волей бога. Познание истины, бога ведет у Р. не к растворению души в абсолюте, как у Шанкары, а к ее вечному блаженству на небесах. Теизм Рамануджи послужил теоретич. основой мн. течений бхакти (учение о постижении бога).Соч.: Vedārthasangraha, ed. by J. А. В. van Buitenen, Poona, 1956.Лит.: Srinivasa Aiyēngar С R., The life and teachings of sri Ramanujacharya, Madras, 1908; Three great acharyas: Sankara, Ramanuja, Madhwa. Critical sketches of their life and times, Madras, 1923; Raghavachar S. S., Introduction to the Vedārthasangraha of sree Rāmānujācharya, Mangalore, [1957]; Esnoul A. M., Ramanuja et la mystique vishouite, P., 1964.H. Аникеев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- РАМАНУДЖА
-
РАМАНУДЖА (Ramänuja) (1017-1137) - индийский религиозный философ, создатель учения вишашта-адвайта (недвойственность, определяемая различиями) в рамках веданты. Родился в Шриперумбудуре, недалеко от Мадраса, и уже в ранней юности стал учеником ведантиста Ядавапракаши. По преданию, был призван мудрецом Ямуной, но не успел прибыть в Шрирангам до его смерти; однако во время похоронной процессии Рамануджа увидел три согнутых пальца на руке Ямуны и истолковал это как приказание соединить в своем творчестве идеи “Брахма-сутр”, эротико-мистическую традицию поэтов-альваров и доктрину бхакги. Основные труды: “Шри-бхашья” (“Прекрасное толкование”) — Комментарий на “Брахма-сутры”, Комментарий на “Бхагавадгиту”, трактаты “Ведартха-санграха” (“Совокупность [речений] о смысле Вед”), “Веданта-сара” (“Сущность веданты”), “Веданта-дипа” (“Свет веданты”) и др. Начиная с учения Рамануджи все последующие школы веданты развиваются внутри вишнуитского направления. В целом Рамануджа выстраивает свою систему в постоянной полемике с адвайта-ведантой Шанкары. Знаменитые “семь возражений” (сапта-анулапатга), с которых начинается “Шри-бхашья” Рамануджи, касаются проблемы источника и основы авидьи (неведения) и проблемы принципиальной невыразимости, неизреченности (анабхилапья) Аммана как чистого знания. С точки зрения Рамануджи, представление адвайты о бескачественном Брахмане и “космической иллюзии” {майе} слишком сближается с шунья-вадой мадхьямиков; поэтому и сам Шанкара всегда казался ему “праччханна-бауддха” — “скрытым буддистом”. Для Рамануджи высший Брахман — это Господь, наделенный множеством благих качеств, майя толкуется не как “космическая иллюзия”, но скорее как способность Бога бесконечно творить “удивительные вещи”, а единство души и Брахмана выступает не как абсолютное тождество, но всего лишь как неразрывное отношение, которое связывает целое и его части, а суб* станцию нераздельно соединяет с ее атрибутами. Наконец, вместо ориентации на чистое знание, которое в адвайте совпадает с освобождением, в учении Рамануджи на первое место выходит “бхакги”, или любовь, “сопричастность” Богу, которая одна лишь способна обеспечить адепту истинное спасение — возможность вечного пребывания в божественном мире — Вайкунтае.Соч.: Srîbhasya with Srutaprakäsikä of Sudarsanasuri, v. 1—2, ed. by Vrraraghaväcärya. Madras, 1989; Rämänuja's Nfedaithasangraha, ed by J. B. van Buitenen. Poona, 1956; Commentary on the 'vedanta S iras, transi, by G. Thibaut. Delhi, 1962.Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Srinivasacari D. N. Sankara and Ramänuja. Madras, 1913; BharaäwajK. D. The Philosophy ofRämänuja. New Delhi, 1958; SrinivasachariP. N. Advaita and Visistädvaita. Bombay, 1961; EsnoulA. M. Ramänuja et la mystique vishnouite. R, 1964; MoellerM. Die Mythologie der vedischen Religion und der Hinduismus. Stuttg., 1966; Carman J. B. The Theology of Ramänuja. L., 1974.Я. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.