- АРКЕСИЛАЙ
- АРКЕСИЛАЙ
-
(Arkesilaus) (315—241 до н.э.) — греч. философ, основатель Средней (скептической) Академии платоновской. Ученик Теофраста, затем Крантора. Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта А. и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику, возражения А. направлены гл.обр. против стоического учения о «постижении», определяемом как «предположение постигающего представления». Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, А. отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное. Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремлении к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений. Т.о., практическая этика у А. фактически построена на стоических понятиях.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- АРКЕСИЛАЙ
-
(ок. 315 до н.э., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), др.греч. философ. Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от — «это ещё нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от — «принятое в качестве данного»). Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А. к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.— теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств. восприятия. Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А. на практике предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным — тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А. принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью.G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie, Munster, 1961; Kramer H. J., Platonismus und Hellenistische Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107. Ю. А. Шичалин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- АРКЕСИЛАЙ
-
(Arkesilaos)(род. ок. 315, Питана, Этолия – ум. ок. 240, Афины до Р. X.) – древнегреч. философ, глава второй (Средней) академии (см. Платонизм). Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- АРКЕСИЛА́Й
-
(Ἀρκεσίλαος) (315–241 до н.э.) – древнегреч. философ-идеалист, основатель Средней (2-й) Академии платоновской. Исходя из критики достоверности чувств. познания, А. пришел к скептицизму. Определенное влияние оказала на него философия Пиррона. В отличие от стоицизма, А. считал, что нет неоспоримого критерия истины, что все может оспариваться доводами, которые также лишь вероятны. Человеч. познанию недоступно достижение абсолютно истинного; необходимо ограничиться одним вероятным, достаточным для практич. деятельности. Благоразумие должно основываться на взвешивании вероятности. Цель жизни – невозмутимость духа, атараксия.Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 253; Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Goedeckemeyer Α., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АРКЕСИЛАЙ
-
АРКЕСИЛАЙ (Άρκεσίλαος) (315 до н. э., Питана в Эолии—241 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической),Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления “равносильных” (Ισοσθενείς) речей “за” и “против” на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками—вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150—157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о “постижении” (κατάληψις), определяемом как “согласие на постигающее представление” (συγκαταθεσις της καταληπτικής φαντασίας). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать “постижение” как критерий истины, Аркесилай отрицает существование “постижения” как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εΰλογον) (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.Лит.: Coussin P. Le Stoïcisme de la Nouvelle Académie.—“Revue d'Histoire de la Philosophie” 3, 1929, p. 241-276; Gigon 0. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie.—“Museum Helveticum”, 1944, l, S. 47-64; Wische A. Cicero und die Neue Akademie. Muster, 1961; Krämer H. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.-N. Y., 1971, S. 33-54; Levy С. Scepticisme et dogmatisme dans l'Académie; “L'ésoterisme” d'Areésilas.—“Revue des Etudes Latines”, 1978, 56, p. 335-348.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.