- Орест
- Орест
(Orestes, Ορέστης). Сын Агамемнона и Клитемнестры, спасенный своей сестрой Электрой от смерти после убиения Агамемнона Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Он отправился в Фокиду, к царю Строфию, женатому на сестре Агамемнона, Анаксибии. Здесь он вступил в дружбу с Пиладом, сыном Строфия. Затем он вернулся в Микены и убил мать свою и Эгисфа в отмщение за смерть отца. За тяжкое преступление материубийства он подвергся преследованию эринний и впал в бешенство. По совету Аполлона Орест, чтобы избавиться от страшных эринний, отправляется вместе с Пиладом в Херсонес Таврический, чтобы привезти оттуда изображение Артемиды. В Тавриде он был схвачен и должен был быть принесен в жертву богине, согласно местным обычаям относительно чужестранцев. Но жрицей Артемиды была сестра Ореста Ифигения, которая узнала его и бежала с Орестом и Пиладом, взяв с собой статую Артемиды. Прибыв в Грецию, Орест сделался царем Микен и женился на Гермионе, дочери Менелая и Елены, Пилад женился на Электре.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)ОРЕСТ('Ορέστης), в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тётке О.- Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращается по совету Аполлона за помощью к Афине, которая передаёт дело об убийстве Клитеместры на рассмотрение созываемого ею специального суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенствующую роль мужчины в семье и государстве, голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда означает оправдание О. По другому варианту, О. должен был для своего оправдания доставить в Грецию из Тавриды (где встретился с сестрой Ифигенией) деревянный кумир богини Артемиды (Eur. Iphig. T. 77-92). В других трагедиях Еврипида («Электра», «Орест») поступок О. лишается всякого героического ореола и сам он изображается душевнобольным человеком, способным на новые акты бессмысленной жестокости. О. царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источники (Apollod. epit. 6,28) сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой области существовал древний культ О. как местного героя. Считалось, что останки О. хранились в аркадском городе Тегея ещё в историческое время и в 6 в. до н. э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту (Herodot. I 67 след.).
Миф об О. отразил процесс преодоления архаического закона кровной мести, происходивший на фоне смены матриархального уклада патриархатом: эринии, преследующие О. за пролитие крови матери, безразличны к преступлению самой Клитеместры, так как она не находилась со своим мужем в кровном родстве. По закону кровной мести убийство О. матери должно повлечь за собой гибель самого О., но он не несет наказания, так как за него вступается государство в лице ареопага.
в. н. Ярхо.(Источник: «Мифы народов мира».)Орест— сын Агамемнона, царя Микен, и Клитемнестры (дочери Леды и спартанского царя Тиндарея, сестры Елены Прекрасной и Диоскуров). Брат Ифигении, Лаодики, Хрисофемисы и Электры. Племянник Менелая, внук Атрея. Был помолвлен со своей двоюродной сестрой Герминой (дочь Менелая и Елены), и стремясь отобрать ее у Неоптолема, которому Гермина была обещана при взятии Трои, уговорил дельфийцев убить ее жениха. По другому сказанию, Гермиона была женой Ореста, но потом ее похитил Неоптолем, за что Орест и убил его в Дельфах. После гибели Агамемнона воспитывался на чужбине и, возмужав, убил мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца, но затем сам подвергся преследованию богиний мщения Эриний. Лишь Аполлон и Афина оправдали его и избавили от припадков безумия, насылаемых Эриниями. Миф об Оресте — сюжет трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др.// Адольф-Вильям БУГРО: Муки Ореста(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)Орест убивает Эгисфа.
Орест убивает Эгисфа.
Роспись краснофигурной амфоры Евфимида.
Около 510 до н. э.
Вена.
Музей истории искусств.Аполлон совершает обряд очищения над Орестом в Дельфах.
Аполлон совершает обряд очищения над Орестом в Дельфах.
Фрагмент росписи апулийского кратера.
390380 до н. э.
Париж.
Лувр.Орест.
Орест.
Фрагмент росписи краснофигурной италийской вазы.
IV в. до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.Орест и Пилад.
Орест и Пилад.
Фреска из Помпей.
I в.
Неаполь.
Национальный музей.Орест в Дельфах.
Орест в Дельфах.
Слева Аполлон и Пифия,
справа Артемида.
Краснофигурный кратер из Руво.
Около 370 до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.
Апулийский кратер с изображением Ореста и Эринии из Руво. 370-360 годы до н.э.
Саркофаг с изображением мифа об Оресте. Гробница у Порта Виминалис в Риме. 130-134 годы н.э.
.