Ниоба


Ниоба
Ниоба
(Nioba, Νιόβη). Дочь Тантала и жена фиванского царя Амфиона. Имея 7 сыновей и 7 дочерей, она неосторожно похвалилась количеством своих детей перед Лето, матерью Аполлона и Артемиды. Аполлон и Артемида за это умертвили стрелами всех детей Ниобы. Ниоба от горя обратилась в камень, но даже и в виде камня не переставала чувствовать своей печали.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
НИОБА
Ниобея (Νιόβη), в греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX 7), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида - девушек. Потрясённый гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также вариант: в живых остался младший сын (Apollod. III 5, 6; Paus. II 21, 9; V 16, 4).
Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обречённого богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на её долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил её в камень (Apollod. III 5, 6). По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унёс её окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слезы (Ovid. Met. VI 302- 312).
Лидийская родословная Н. и негреческий характер её имени указывают на малоазийское происхождение образа Н. Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Н. лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Н. в камень на вершине скалы отражает распространённый в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Paus. I 21, 3).
в. Н. Ярхо.
 
В античном изобразительном искусстве часто изображалась группа с Н„ пытающейся укрыть младшую дочь от стрел богов («Н. с дочерью»); среди других произведений - статуя «Раненая Ниобида» (сер. 5 в. до н. э.), рельефа трона Зевса в Олимпии, метопы храма Немесиды в Рамнунте. В европейском изобразительном искусстве к мифу обращались Караваджо, Джулио Романо, Дж. Б. Росси, Я. Тинторетто, А. Блумарт, Ж. Л. Давид и др.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Ниоба
(Ниобея)
1) дочь Тантала, царя Сипила во Фригии, и Дионы, сестра Пелопса. Супруга фиванского царя Амфиона. У нее было семь сыновей (Исмен, Сипил, Файдим, Тантал, Альпенор, Дамасихтон и Илионей) и семь дочерей, прекрасных, как боги, и её гордость детьми не знала пределов. Когда вещая Манто призывала принести жертвы титаниде Лето и её детям, Аполлону и Артемиде, одна Ниоба, гордая своим счастьем, не последовала ее призыву. Более того, она стала смеяться над богиней, имеющей только двоих детей. Разгневанная Лето попросила своих детей наказать царицу за оскорбление, после чего Аполлон поразил стрелами всех сыновей Ниобы. Узнав о гибели всех своих сыновей, Амфион покончил с собой (вариант: был убит стрелой Артемиды или молнией Зевса), Ниоба же в отчаянии подняла руки к небу, но не с просьбой о милости. "Радуйся, жестокая богиня, моему страданию! Но знай: и в своем несчастье я счастливее тебя, ведь у меня осталось больше детей, чем ты когда-либо имела". Тогда Артемида так же поразила и дочерей Ниобы. Лишь когда в живых оставалась только одна младшая, Хлорида, горе сломило гордыню Ниобы, и она взмолилась к Латоне, моля оставить ей хоть одно ее дитя. Но сердце богини было непреклонно. Согласно одному из вариантов мифа, в живых все же остались один сын и одна дочь, а тела детей, обращенные в камни, девять дней пролежали не погребенными. Ниоба же, оцепеневшая от горя, превратилась в каменную скалу, источающую слезы. Мощный вихрь перенес ее на родину в Малую Азию, где она стоит на вершине горы Сипил (вариант: ее подхватил вихрь и перенес на родину, в Малую Азию (в Лидию?), где уже на вершине горы Сипил она была превращена Зевсом в скалу. Но из этого камня вечно бежит источник прозрачной воды, потому что, и став камнем, Ниоба все еще оплакивает своих детей. // Алексей АПУХТИН: Ниобея // Н.А. Кун: НИОБА
2) Дочь Форонея, возлюбленная Зевса, мать Аргоса и Пеласга.
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
НИОБА
У жены царя Фив Амфиона, Ниобы, было семь дочерей и семь сыновей. Гордилась своими детьми дочь Тантала. Прекрасны, как юные боги, были ее дети. Счастье, богатство и прекрасных детей дали боги Ниобе, но не была благодарна им дочь Тантала.
Однажды дочь слепого прорицателя Тиресия, вещая Манто, проходя по улицам семивратных Фив, звала всех фиванок принести жертвы Латоне и ее детям-близнецам: златокудрому, далекоразящему Аполлону и девственной Артемиде. Послушные призыву Манто, фиванки пошли к алтарям богов, украсив головы лавровыми венками. Одна лишь Ниоба, гордая своим могуществом и посланным ей богами счастьем, не хотела идти приносить жертвы Латоне.
Смутили фиванок полные гордыни слова Ниобы. Но все же совершили они жертвоприношения. Смиренно молили женщины Фив великую Латону не гневаться.
Услыхала богиня Латона надменные речи Ниобы. Она призвала детей своих, Аполлона и Артемиду, и, сетуя на Ниобу, сказала:
— Тяжко оскорбила меня, вашу мать, гордая дочь Тантала. Она не верит, что я богиня! Меня не признает Ниоба, хотя лишь великой жене Зевса, Гере, уступаю я в могуществе и славе. Неужели вы, дети, не отомстите за это оскорбление. Ведь если вы оставите Ниобу без отмщения, то перестанут люди чтить меня как богиню и разрушат мои алтари. Ведь и вас оскорбила дочь Тантала! Она равняет вас, бессмертных богов, со своими смертными детьми. Она столь же надменна, как и ее отец Тантал!
Прервал свою мать стреловержец Аполлон:
— О, кончай скорей! Не говори больше ничего! Ведь своими жалобами ты отдаляешь наказание!
— Будет! Не говори! — воскликнула и гневная Артемида.
Окутанные облаком, гневные брат и сестра быстро понеслись с вершины Кинта(1) к Фивам. Золотые стрелы зловеще гремели в их колчанах. Примчались они к семивратным Фивам. Аполлон невидимым остановился на ровном поле у городских стен, где фиванские юноши упражнялись в воинственных играх. Когда далекоразящий Аполлон, окутанный облаком, встал у фиванских стен, два сына Ниобы, Исмен и Сипил, неслись на горячих конях, одетые в пурпурные плащи. Вдруг вскрикнул Исмен, пронзила ему золотая стрела Аполлона грудь. Выпустил он золотые поводья и мертвым упал на землю. Услыхал Сипил грозный звон тетивы Аполлонова лука; он хочет спастись на быстром коне от грозной опасности. Несется во весь опор Сипил по полю, как несется по морю, распустив все паруса на корабле, моряк, спасаясь от грозной тучи. Настигла сына Ниобы смертоносная стрела, она вонзилась ему в спину у самой шеи. Сыновья Ниобы, Файдим и Тантал, боролись тесно обхватив друг друга руками. Сверкнула в воздухе стрела и пронзила обоих. Со стоном упали они. Смерть одновременно погасила в глазах их свет жизни, одновременно испустили они свое последнее дыхание. Спешит к ним брат их Альпенор, он хочет поднять их, он обнимает их похолодевшие тела, но глубоко вонзилась и ему в сердце стрела Аполлона, и пал он бездыханным на тела своих братьев. Дамасихтона поразил Аполлон в бедро у самого колена: хочет вырвать из раны золотую стрелу сын Ниобы, вдруг со свистом вонзается другая стрела ему в горло. Поднял к небу руки последний из сыновей Ниобы, юный Илионей, он молит богов:
— О, олимпийские боги, пощадите, пощадите!
Его мольба тронула грозного Аполлона. Но поздно! Уже слетела с тетивы золотая стрела, нельзя вернуть ее. Пронзила она сердце и последнему сыну Ниобы. Быстро донесся слух о великом несчастье до Ниобы. Со слезами сообщают слуги и Амфиону о гибели его сыновей.
Не перенес их потери Амфион, он сам пронзил себе грудь острым мечом.
Склонившись над телами сыновей и мужа, рыдает Ниоба. Она целует их похолодевшие уста. Разрывается от страдания сердце Ниобы. В отчаянии простирает несчастная к небу руки. Но не о милости молит она. Горе не смягчило ее сердце. Гневно восклицает она:
— Радуйся, жестокая Латона! Веселись, пока не насытится твое сердце моей скорбью! Ты победила, соперница! О, нет, что же говорю я, не победила ты! У меня, несчастной, все же больше детей, чем у тебя счастливой! И хотя много вокруг меня бездыханных тел моих детей, все же я победила тебя, все же больше осталось детей у меня, чем у тебя.
Только замолкла Ниоба, как раздался грозный звон тетивы. Ужас объял всех. Одна Ниоба осталась спокойной, несчастье придало ее смелости. Недаром раздался звон тетивы лука Артемиды. Одна из дочерей Ниобы, стоявших в глубокой печали вокруг тел братьев, падает, сраженная стрелой. Вот опять звенит тетива, и падает другая дочь Ниобы. Шесть золотых стрел одна за другой слетели с тетивы лука Артемиды, и бездыханными лежат шесть прекрасных, юных дочерей Ниобы. Осталась лишь младшая дочь. Она бросилась к матеря и укрылась у нее в коленях, в складках ее платья.
Горе сломило гордое сердце Ниобы.
— Оставь мне хоть младшую дочь, великая Латона! — молит Ниоба, полная скорби, — хоть одну оставь мне!
Но не сжалилась богиня, и пронзает стрела Артемиды и младшую дочь.
Стоит Ниоба, окруженная телами дочерей, сыновей и мужа. Как бы оцепенела она от горя. Не колышет ветер ее волос. В ее лице нет ни кровинки, не светятся жизнью ее глаза, не бьется в груди сердце, лишь слезы скорби льются у нее из глаз. Холодный камень одел ее члены. Поднялся бурный вихрь и перенес Ниобу на ее родину, в Лидию. Там, высоко на горе Сипиле, стоит обращенная в камень Ниоба и вечно льет слезы скорби.
(1) Гора на острове Делосе.
(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы.

Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы.


Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы.
Фрагмент росписи краснофигурного кратера «художника Ниобид».
Около 460 до н. э.
Париж.
Лувр.

Раненая Ниобида.

Раненая Ниобида.


Раненая Ниобида.
Мрамор.
Около 430 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Кратер с изображением Геракла и аргонавтов. Из Орвьето. Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы.


Кратер с изображением Геракла и аргонавтов. Из Орвьето. Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ниоба" в других словарях:

  • ниоба́ты — ниобаты, ов …   Русское словесное ударение

  • НИОБА — (Ниобея) в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12, 14 или 20 детей), Ниоба оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону) мать Аполлона и Артемиды. За это дети Лето стрелами из лука… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИОБА — НИОБА, НИОБЕЯ (в греч. мифологии). Дочь Тантала и Эврианалы, супруга Амфиона, царя фивского, гордая мать семи сыновей и семи дочерей, которых, в наказание за её высокомерие, Аполлон и Диана, убили в её глазах, а ее превратили в камень; символ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ниоба — героиня, ниобея Словарь русских синонимов. ниоба сущ., кол во синонимов: 3 • астероид (579) • героиня …   Словарь синонимов

  • Ниоба — Абрахам Блумарт, Ниоба и её дети, 1591 …   Википедия

  • Ниоба — (Ниобея), в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12, 14 или 20 детей), Ниоба оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону)  мать Аполлона и Артемиды. За это дети Лето стрелами из лука …   Энциклопедический словарь

  • Ниоба — (греч. Niobe)    в греческой мифологии жена фиванского царя Амфиона, дочь фригийского царя Тантала; имела шесть сыновей и столько же дочерей. Н. высмеивала Лето, родившую лишь Аполлона и Артемиду, за что была жестоко наказана: Аполлон поразил… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • НИОБА — Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии – по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • НИОБА — Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии – по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое… …   Список древнегреческих имен

  • Ниоба —         Ниобея, в древне греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (по Еврипиду 7 сыновей и 7 дочерей), Н. оскорбила своим хвастовством мать Аполлона и Артемиды Лето (Латону). За это… …   Большая советская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.