Хурритская мифология.

Хурритская мифология.
ХУРРИ́ТСКАЯ МИФОЛÓГИЯ. Источники изучения X. м. – хурритскиелитературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в X. м. получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским (в них действуют шумеро-аккадские по происхождению божества Ану, Алалу, Эа, Никкаль, Тапкина и другие.>., сохранены представления о первоначальном единстве мира, предшествовавшем отделению неба от земли, о смене поколений богов и т.д.). Мир делился на три сферы: небо, населённое богами молодого поколения ("богами верха"), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения ("боги низа" или минувшие, древние боги, ср. Ануннаки в шумеро-аккадской мифологии). X. м. не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источниках из Богазкёя ("анатолийский", или "малоазийский") и хурритских списках богов из Угарита ("западносемитский"), менее – из Митанни и Нузи (населённая хурритами область в бассейне реки Диала). При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубадиг, Кужух, Шимиге, Шавушка. Тешуб и, возможно, Шимиге имеют точные соответствия в урартской мифологии: Тейшеба и Шивини. Верховное божество "анатолийского" пантеона – бог грозы Тешуб (соответствует шумеро-аккадскому Ададу, западносемитскому Балу). Его спутники – быки Хурри (букв. "утро") и Шери (букв. "вечер") и обожествлённые горы Намни (хуррит.; возможно, соответствует античному Аманус в Сирии) и Хаззи (хуррит.; западносемитский Цапану, библейский Цафон, античный Касиус, современный Джебель аль-Акра). Далее следуют "отец богов" Кумарби, бог подземных вод и мудрости Эа, бог солнца Шимиге, бог луны Кужух, воинственные боги Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа (соответствует западносемитскому божеству огня Рашапу), многочисленные анатолийские по происхождению боги-защитники (идеографическое написание KAL). Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Супруга Кумарби (отождествлённого с западносемитским Дагоном) – богиня Шалуш (Шалаш) Пидинская, супруга Эа (как и в Аккаде) – Тапкина (см. Дамгальнуна), Кужуха – Никкаль (в Аккаде – Нингаль, супруга бога луны Нанна), Шимиге – Айа (в Аккаде – супруга бога солнца Шамаша). Шавушка (выступающая иногда и как мужское божество) – хурритская ипостась вавилоно-ассирийской Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, в мифах наиболее активно действующий женский персонаж. Её окружают богини Ниннатта, Кулитта и, возможно, Ишхара. Богини судьбы – Худены – Худеллуры. Алани (букв. "госпожа") – богиня преисподней (соответствует шумеро-аккадской Эрешкигаль). Адамма, по-видимому, идентична госпоже города Кархемиша богине плодородия Кубабе. Среди богов подземного царства выделяются Энлиль, Абаду, отец и мать Ишхары, Нара, Намшара, Минки, Амунки, Амизаду, Алалу.

"Западносемитский" пантеон, включая большинство перечисленных богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархическая последовательность), значительное место в нём занимали локальные западносемитские элементы. В пантеон Митанни, правящая династия которого была, по-видимому, арийской по происхождению, входили не встречающиеся более нигде в Передней Азии древнеиндийские божества Митра, Индра, Насатьи, возможно, Варуна (хотя необычное написание его имени Uruwana вызывает сомнение в справедливости такого отождествления). Оригинальные божества нузийского пантеона – Тилла и U.GUR (идеографическое написание).

Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпических сочинениях о Кумарби. В первом из них ("О царствовании на небесах") повествуется о смене трёх поколений богов. В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану (см. Ан) прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстаёт против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рождение трёх грозных богов: Тешуба, его помощника Ташмишу и реки Аранзах (хурритское название Тигра). Услышав это, Кумарби выплевывает сперму Ану [но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рождении из головы Кумарби Тешуба и двух других богов (не называвшихся Ану)]. Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнутого Кумарби). По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в котором говорится, что Тешуб возжелал убить Кумарби. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царём Эа. (Тешуб в итоге всё же низвергает Кумарби и занимает небесный престол.) Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковременном царствовании на небесах бога-хранителя (KAL), который побеждает Тешуба и (с согласия Эа – в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол. Однако, недовольный его правлением, Эа смещает KAL. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит KAL увечья, и тот признаёт власть Тешуба. В "Песни об Улликумме" Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утраченную власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порождает каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить священный город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора. По поручению, которое дал Кумарби, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури – гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме растёт не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу. Встревоженный Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправляется на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет. Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно: Кумарби предусмотрительно (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила другое чудовище – Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа принадлежащим богам низа резаком (которым в минувшие времена земля была отделена от неба) удаётся отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы. В хеттской передаче дошёл также миф о рождённом Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удаётся справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами. Трудно судить, входит ли этот миф в цикл о Кумарби или является самостоятельным произведением.


Лит.: Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, пер. с древнемалоазиатских языков, М., 1977; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Friedrich J., Churritische Märchen und Sagen in hethitischer Sprache, "Zeitschrift für Assyriologie und Verwandte Gebiete", 1950, Bd 49 (Neue Folge, 15), его же, Der churritische Mythus vom Schlangendämon Hedammu in hethitischer Sprache, "Archiv Orientálni", 1949, v. 17/1; Goetze A., Kleinasien, Münch., 1957; Güterbock H. G. (ed.), Kumarbi, Mythen vom churritischen Kronos..., Z. – N. Y., 1946; его же, The hittite version of Hurrian Kumarbi myths. Oriental Forerunners of Hesiod, "American Journal of Archeology", 1948, v. 52; его же, Thesong of Ullikummi…, New Haven, 1952; Laroche E., Recherches sur les noms des dieux hittites, P., 1947; его же, Teššub, Hebat et leur cour, "Journal of Cuneiform Studies", 1948, No 2; eго жe, Le Panthéon de Jazilikaya, "Journal of Cuneiform Studies", 1952, No 6; его же, Ugaritica, V, Nouveaux textes accadiens, hourrites, et ugaritiques des archives et bibliothèques privées d᾽Ugarit, P., 1968, p. 518–527; его же, Notes sur le panthéon hourrite de Ras Shamra, "Journal of the American Oriental Society", 1968, v. 88; его же, Les dénominations des dieux "antiques" dans les textes hittites, в кн.: Anatolian Studies Presented to H. G. Güterbock on the occasion of his 65-th birthday, Istanbul, 1974, p. 175–85; его же, Panthéon national et panthéons locaux chez les Hourrites, "Orientalia", 1976, v. 45, No 1–2; Meriggi P., I miti di Kumarpi, il Kronos Curri со, "Athenaeum", 1953, v. 41, (N. S., v. 31); Otten H., Mythen vom Gotte Kumarbi, В., 1950; Pritchard J. B. (ed.), Ancient Near Eastern texts, relating to the Old testament, 2 ed., Princeton, 1955; Schuler E. von, Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, hrsg. von H. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 1, Stuttg., 1965; Siegelová J., Appu-Märchen und Hedammu-Mythus, Wiesbaden, 1971 (Studien zu den Boğazköy-Texten, No 14).

M. Л. Хачикян



.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Хурритская мифология." в других словарях:

  • ХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Источники изучения X. м. хурритские литературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в X. м. получили… …   Энциклопедия мифологии

  • Хурритская мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур …   Википедия

  • Хурритская мифология —          источ. изучения Х. м. хурритские лит. соч., дошедшие в хеттских переложениях, ритуал. тексты из Богазкейского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в Х. м. получили космо и… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Мифология Междуречья — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур …   Википедия

  • ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18 16 вв. до н. э., Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14 13 вв. до н. э.; существовало на территории Малой Азии, состояло из трёх основных областей: страны хатти хеттов в северной и центральной… …   Энциклопедия мифологии

  • Вавилонская мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур …   Википедия

  • Вавилонская религия и мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур …   Википедия

  • Шумерская мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур …   Википедия

  • Шумеро-аккадская мифология — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопотамские государ …   Википедия

  • Хеттская мифология —          миф. населения Хеттского царства (Древнего, 18 16 вв. до н.э., Среднего, 15 в. до н.э., и Нового, 14 13 вв. до н.э.; к рое существовало на терр. М. Азии, состояло из трех основных обл.: страны хатти хеттов в сев. и цент. части М. Азии,… …   Древний мир. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»