- Сим, Хам, Иафет
- СИМ, ХАМ, ИАФÉТ, Шем, Хам, Йефет (греч. Σήμ, Χάμ, Ιάφεϑ; евр. Šém, Hām, Yēfet), в ветхозаветных преданиях сыновья Ноя, которые спаслись со своими жёнами в ковчеге во время потопа и от которых затем "населилась вся земля" (Быт. 9, 19). Когда Ной опьянел и лежал обнажённый, Хам насмеялся над ним, Сим же и Иафет проявили сыновнюю почтительность, они не смотрели на отца и прикрыли его одеждой. За это Ной благословил Сима и Иафета, Ханаана же, сына Хама, проклял и обрёк на рабство (9, 2027). Талмудические предания объясняют позднее появление на свет С., X., И. (Ною было уже 500 лет Быт. 5, 32) тем, что, узнав о предстоящем потопе, Ной решил не иметь детей, и лишь получив заверение свыше о спасении своего потомства, женился ("Берешит рабба" 23, 4 и другие.>.).
В ветхозаветном родословии "сынов Ноевых", именуемом в научной литературе "Таблицей народов" (Быт. 10), перечисляются потомки С., X., И. Они сами, их сыновья и внуки представлены родоначальниками-эпонимами больших языковых и этнических групп народов, отдельных племён, земель, государств: народов Элама, Двуречья, Сирии, евреев и родственных им племён (семитские народы от эпонима "Сим"); народов Африки, а также ханаанеев (хамитские народы от эпонима "Хам"); народов, расселившихся к северу от потомков Сима и впоследствии отождествлявшихся с индоевропейскими народами, "яфетидов".
Согласно агаде, С., X., И. получили имена, соответствовавшие будущим свойствам их потомков: "Шем" означает "имя" и "славу", так как сыны Сима призваны прославлять имя божье, "Хам" "жаркий", так как сыны Хама населяют жаркие страны и обладают пылким характером, "Иафет" "прекрасный", так как сыны Иафета (его потомками считали и другие.вних греков>>) одарены способностью ко всем искусствам и владеют прекрасными языками.
Сим (в ветхозаветных текстах он старший сын Ноя, в агаде младший) выступает в сказаниях как пророк и священник именно он приносит благодарственную жертву по окончании потопа вместо своего отца, раненного в ковчеге львом ("Сангедрин" 108б, "Берешит рабба" 30, 6). Сим же получает от великого ангела Рафаила "Книгу исцелений", по которой затем учились врачи всех народов. Сим отождествляется с Мельхиседеком. При царе Соломоне в храме приносились в жертву 70 тельцов в память С., X., И., дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис. 29, "Берешит рабба" 56, 16). Иафет отождествлялся впоследствии с титаном Иапетом, отцом Прометея (армянский писатель Мовсес Хоренаци).
Д. В. Щедровицкий
.