- Лу_тибетская мифология
- ЛУ (тибет. klu, "те, кто плавают в воде и ползают по земле"), в тибетской мифологии разряд божеств. Л. вылупились из шести яиц, отложенных золотой космической черепахой. Представляются существами с телом змеи и головами рыб, лягушек, головастиков, змей, скорпионов и другие. Обитают в прудах, озёрах, источниках, местах слияний рек, ручьёв, на горных пастбищах. Л. ведают погодой, насылают засуху, проливные дожди, мороз, охраняют полезные ископаемые; насылают болезни на людей и животных.
В мифах выделяются восемь лумо (жен. род) во главе с "чёрной якшей, матерью Лумо"; восемь владык Л., хранителей драгоценных камней и металлов; восемь Л., спутников бога богатства Вайшраваны. По внешнему виду различаются пять Л. Это белые лошадиномордые, жёлтые гусино-головые, красные мышеголовые, голубые с головой ящериц, чёрные быко-головые. Известен также чёрный Лудуд (муж. род), вылупившийся из чёрного космического яйца; он меняет ездовых животных по сезону: зимой у него чёрный бык, весной скорпион, летом чёрная змея (осенью божество живёт на альпийских лугах).
В мифологии бон появляется богиня Лумо, упорядочивающая вселенную: из её головы возникает небо, из правого глаза луна, из левого солнце, из верхних зубов планеты; когда богиня закрывает глаза, приходит ночь, когда открывает, настаёт день; из голоса Лумо рождается гром, из дыхания облака, из слёз дождь, из ноздрей ветер, из вен реки, из тела земля и т.д.
В Тибете во время засухи в монастырях носили по полям как тома буддийского канона, так и бонские книги Лубум. Л. призывались во время магических церемоний с целью наслать на врага проказу, чахотку, чесотку, а на скот врага сап, ящур. По цвету облаков, их форме и движению прорицатели определяли, какие обряды в честь Л. следует совершать.
Л. восприняты в монгольской мифологии (ср. Эдзены).
В буддизме Л. контаминировали с индийскими нагами.
Е. Д. Огнева
.