Иосиф Прекрасный

Иосиф Прекрасный
ИÓСИФ Прекрáсный (Иосиф – евр. jōseph, из jōseph-el, "бог да умножит"), в традициях иудаизма, христианства и ислама (Йусуф) сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рождённых в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию ("дом Иосифа") прародитель двух колен Израилевых (см. Двенадцать сыновей Иакова).

Согласно библейскому повествованию об И. (в начале повествования его возраст – 17 лет), в юности он был предметом особой привязанности отца, как "сын старости его" (Быт. 37, 3); на правах любимчика он получил разноцветную кетóнет (род рубахи, название родственно греч. "хитон") – редкость в пастушеском быту рода. Особое положение И. в семье навлекает на него зависть братьев (37, 4), которая обостряется как оттого, что И. передавал отцу какие-то порочащие их сведения (37, 2), так и под впечатлением от двух сновидений И. [во всей истории И. особую роль играют вещие сны, при этом И. выступает то как "сновидец" (37, 19), то как толкователь снов]. В обоих сновидениях то в растительных образах (снопы, связанные братьями, кланяются снопу, связанному И.), то в астральных (солнце, луна и 11 звёзд – символ отца, матери и братьев – поклоняются И.) прозрачно рисуется первенство И. в роду. Когда отец посылает И. проведать братьев, кочующих со стадами близ Дофана, братья решают, что час их мести настал, и только заступничество Рувима (старшего из братьев 37, 22) спасает И. от немедленного умерщвления; с него срывают кетонет (обнажение магико-символически соотнесено с идеей смерти, Сравни шумерское сказание о сошествии Инанны в царство мёртвых) и бросают его в пустой колодец (в рус. переводе – "ров") – ещё один символ смерти и шеола (Сравни Пс, 39/40, 3; 54/55, 24; 87/88, 7; Ис. 38, 17; в этом же семантико-символическом ряду находится "ров львиный", куда бросают Даниила). В колодце И. оставлен на медленную смерть. Появляется караван купцов-измаильтян, направляющийся в Египет; Иуда призывает не губить жизнь И. (возможно, перед нами контаминация двух версий, одна из которых рисовала заступником И. Рувима, а другая – Иуду), но продать его купцам для перепродажи в Египет (Быт. 37, 26 – 27). И. извлечён из колодца и продан измаильтянам (ниже именуются мадианитянами). Братья закалывают козла и обмакивают в его крови кетóнет И., чтобы Иаков поверил, будто его любимец растерзан хищным зверем (37, 31 – 33; козёл или козлёнок, заколотый "вместо" И. и в некотором смысле "подменяющий" его, как агнец заменил приносимого в жертву Исаака, – образ, соотносящий эпизод с символикой шумерских плачей Инанны по Думузи, а также с обрядностью жертвоприношений). В Египте И. продан Потифару, начальнику телохранителей фараона (37, 36; 39, 1). Он скоро оказывается любимцем своего господина (позднейшие предания живописно рисуют его успех в предупреждении желаний Потифара – кубок в руке И. сам собой делается горяч, если господину хочется горячего вина, и холоден, если ему хочется холодного, и т.п.); Потифар доверяет ему управление домом и все свои дела. Но И. предстоит новое испытание: жена Потифара влюбляется в красоту И. (редкий для библейского повествования случай упоминания прекрасной внешности) и требует удовлетворить её вожделение (Смотри рис.). Так И. оказывается в ситуации целомудренных мужских персонажей (Смотри рис.), искушаемых злыми женщинами, – Баты (из египетской сказки о двух братьях), Ипполита, Беллерофонта (агадисты, сравнивая И. как жертву тяжкого искушения с Авраамом и Иовом, в то же время полагают, что И. накликал на себя несчастье своим щегольством, от которого должен был бы воздерживаться из скорби по отеческому дому). На соблазн И. отвечает твёрдым отказом (39, 8 – 9). В конце концов жена Потифара, оставшись наедине с И., хватает его за одежду, так что ему приходится бежать, оставив одежду в ее руках; эту одежду она использует, обвиняя его в покушении на её целомудрие (подобно жене Анубиса из той же египетской сказки, Федре и жене Прета). Потифар ввергает И. в темницу, "где заключены узники царя" (39, 20; новое подобие шеола). Однако способность И. снискивать расположение всех, в чьих руках он оказывается, продолжает действовать: начальник темницы ведёт себя так же, как Потифар, доверяя И. все свои дела, и ставит его над заключёнными (39, 21 – 23). Между тем в темницу поступают двое знатных узников – виночерпий и хлебодар фараона. И. толкует их вещие сны. Виночерпию, увидевшему во сне виноградную лозу с тремя ветвями, из гроздьев которой он выжал сок в чашу фараона, И. предсказывает, что через три дня тот будет восстановлен в своём положении, и просит его не забыть И. и сказать фараону о его невиновности; хлебодару, которому снилось, что у него на голове три корзины с хлебными кушаньями для фараона, но птицы их расклевали, И. предсказывает, что через три дня он будет казнён и плоть его расклюют птицы (40, 9 – 19). Оба предсказания исполняются, однако реабилитированный виночерпий забывает просьбу И. Через два года фараон видит сон о семи тучных коровах, пожранных семью тощими коровами, сон о семи хороших колосках, которые пожраны семью иссушенными колосками (41, 1–7).

Жрецы, мудрецы и гадатели Египта не могут истолковать сновидений; тогда виночерпий вспоминает, наконец, об И. Фараон посылает за И. Приступая к истолкованию сна (Смотри рис.), И., в отличие от языческого гадателя и подобно Даниилу в аналогичной ситуации (Дан. 2, 28–30), подчёркивает: "это не моё; бог даст ответ во благо фараону" (Быт. 41, 16). Выслушав оба сновидения, он утверждает, что они тождественны по своему смыслу: ближайшие семь лет будут для Египта особенно плодородными (коровы – символ скотоводства, колоски – земледелия), а за ними последуют семь лет жестокого недорода. Поэтому фараон должен заблаговременно назначить "мужа разумного и мудрого" для сбора по всей стране избытка хлеба в годы изобилия, чтобы запасы помогли выдержать голодные годы (41, 26–36). Фараон дарует И. экстраординарные полномочия, ставя его над всеми своими делами, "над всею землёю египетскою" (41, 41). Он надевает на палец И. перстень со своего пальца (овеществление магии власти), даёт ему почётное египетское имя Цафенат-панеах ("говорит бог: да живёт он") и отдаёт в жены египтянку Асенеф [ее имя означает "принадлежащая (богине) Нейт"], дочь Потифера, жреца в городе Он (греч. Гелиополь; 41, 42–45). Такое возвышение в египетском государстве иноземца-семита соот ветствует условиям эпохи господства гиксосов (ок. 1700 – ок. 1580 до н.э.), когда хапиру (или хабиру), возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, играли в стране очень заметную роль. Возраст И. в этот момент его жизни – 30 лет, символическое совершеннолетие (возраст Давида при воцарении, см. 2 Царств 5, 4, и Иисуса Христа при выходе на проповедь, Лук. 3, 23).

Затем следуют семь лет изобилия, во время которых у И. рождаются сыновья Манассия и Ефрем; под управлением И. по всему Египту собирают пятую часть урожая, и таким образом накапливаются небывалые запасы (Быт. 41, 47–53). При наступлении семи лет голода, распространяющегося не только на Египет, но и на окрестные страны, И. продает хлеб из житниц фараона египтянам и чужеземцам (41, 54–57). Смотри рис. Голод заставляет Иакова послать 10 своих сыновей (исключив Вениамина) в Египет; братья приходят в числе других покупателей хлеба. И. тотчас узнает братьев, но они его не узнают; он оказывает им суровый прием, обвиняет в шпионских намерениях и заставляет дать сведения о составе своей семьи. Упоминание в разговоре о Вениамине (единственном единоутробном брате И.) дает И. возможность потребовать, чтобы Вениамин явился к нему; сначала он даже намерен задержать под стражей всех, кроме одного, кто пойдет в Ханаан за братом, но в конце концов отпускает домой с хлебом "ради голода семейств ваших" (42, 19) всех, кроме оставленного заложником Симеона. Печальное приключение приводит братьев к покаянному воспоминанию об И., которого они некогда продали; они говорят на эту тему при И, не зная, что он понимает их ханаанейскую речь. Между тем испытание продолжается. Плата, внесенная братьями за хлеб, по приказу И. тайно подложена в мешки с хлебом, что немало их смущает. По возвращении домой переданное ими требование прислать Вениамина приводит в ужас Иакова. Однако голод снова усиливается, закупленные в Египте припасы съедены, и Иуда решительно просит отца отпустить Вениамина, лично ручаясь за его целость (43, 8–10; ранее, 42, 37, с подобным же ручательством выступал Рувим, поэтому и здесь, как в момент расправы с И., роль Рувима как изначального носителя прав первородства и Иуды как их окончательного держателя параллельна). Иаков соглашается, дав сыновьям дары для И. и строго наказав вернуть найденное ими в мешках серебро. И. на сей раз принимает братьев милостиво и устраивает пир, на котором оказывает Вениамину особое внимание; от любви к Вениамину он не может сдержать слез и удаляется, чтобы поплакать (43, 16–34). Накануне отъезда братьев он велит снова подложить в мешки плату за хлеб, а в мешок Вениамина – свою собственную серебряную чашу (Смотри рис.). Не успевают пришельцы отойти от города, как их нагоняет вестник, обвиняет в краже чаши и чинит общий обыск, во время которого чаша находится. Смущенные братья возвращаются в дом И., и Иуда выражает готовность стать рабом И., лишь бы был отпущен Вениамин (44, 1–34). Теперь игра может окончиться, поскольку раскаяние братьев в небратском поведении по отношению к И. доказано на деле; наступает слезная перипетия: "И громко зарыдал он, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним"

В агадических легендах отмечалась его скромность и доброта к братьям. Однако игра И. с братьями, не узнавшими его, иногда подвергалась критике; с этой виной И. даже связывалась его "ранняя" (сравнительно с другими праотцами еврейского народа и вообще героями книги Бытия) смерть в 110-летнем возрасте. Грекоязычный апокриф об И. и Асенеф, по-видимому возникший в иудейской среде 1 в. (по другим гипотезам, в раннехристианской среде), стилизует образ И. в духе солярной мифологии, эллинистической эстетики и мистериальной обрядности; в центре внимания – страстная любовь Асенеф к божественно-прекрасному И., приводящая ее к вере в Яхве. Христианские авторы видели в И. как невинном и целомудренном страдальце прообраз Иисуса Христа. Начиная с Корана, легенда об И. получает богатую разработку в мусульманской литературе; разработка эта с позднего средневековья оказывала влияние на литературу иудаизма (например, на "Книгу праведного", 14 в.). В европейской драме 16 в. история И. была излюбленным сюжетом (Сравни "Прекрасную и страшную комедию об И." немецкого писателя Т. Гарта).

В литературе 20 в. следует отметить тетралогию Т. Манна "И. и его братья", широко использующую материал сравнительной мифологии и акцентирующую в И. черты становящегося личного самосознания, которое вынуждено выражать свою неповторимость на общезначимом языке мифа.


Лит.: Истрин В. М., Апокриф об Иосифе и Асенефе, "Труды Славянской Комиссии при Московском археологическом обществе", Μ., 1898, т 2, с 146 – 99; Фрейденберг О. М., Миф об Иосифе Прекрасном, "Язык и литература", т 8, Л., 1932; с 137 – 58; Gunkel H., Die Komposition der Joseph-Geschichten, "Zeitschrift der deutschen Morgenlandischen Gesellschaft", 1922, Jg. 76, S. 55 – 71; Bobulescu C., Istoria frumosului Josif si a prea frumosaei Asineta, Bucuresti, 1922; Aptowitzer V., Aseneth, the wifer of Joseph. A haggadic literary-historical study, "Hebrew Union College Annual", 1924, No l, p. 239 – 306; Priebatsch H., Die Josephsgeschichte in der Weltliteratur, Breslau, 1937, Vergote J., Joseph en Egypte, Louvain, 1959; Kaiser O., Stammesgeschichtliche Hintergründe der Josephsgeschichte, "Vetus Testamentum", 1960, No 10, S. 1 – 15; Brongera H. A., De Jozefsgeschiedenis bij Joden, christenen en mohammedanen, Wageningen, 1962, Joseph et Aseneth, introduction, Texte, critique, trad et notes par Philonenko M., Leiden, 1968.

С. С. Аверинцев

Филипп Вайт. Цикл фресок в Каза Бартольди (<a href=Рим): Иосиф и жена Потифара. 1816-1817 гг.">


Филипп Вайт. Цикл фресок в Каза Бартольди (Рим): Иосиф и жена Потифара. 1816-1817 гг.

Венская


Венская "Книга Бытия": Иосиф и жена Потифара. Конец 6 в.

Петер фон Корнелиус.    Фрески Каза Бартольди в Риме: Иосиф истолковывает сны фараона.  1816-1817 гг.


Петер фон Корнелиус. Фрески Каза Бартольди в Риме: Иосиф истолковывает сны фараона. 1816-1817 гг.

Бартоломей Бринберг.  Иосиф продаёт зерно. 1655 г.


Бартоломей Бринберг. Иосиф продаёт зерно. 1655 г.

Клас Корнелис Муйарт. Слуга Иосифа находит чашу в мешке Вениамина. 1627 г.


Клас Корнелис Муйарт. Слуга Иосифа находит чашу в мешке Вениамина. 1627 г.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Иосиф Прекрасный" в других словарях:

  • Иосиф Прекрасный — (Иосиф евр. yosep, из yosep el, «Бог да умножит»), в традициях иудаизма, христианства и ислама («Юсуф») сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию («дом Иосифа»)… …   Энциклопедия культурологии

  • Иосиф Прекрасный — Иосиф и жена начальников телохранителей фараона Потифара. Мозаика. Конец 12 нач. 13 вв. Собор Сан Марко. Венеция. ИОСИФ Прекрасный, в Библии любимый сын Иакова и Рахили. Был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иосиф Прекрасный — Из Библии. В Ветхом Завете есть рассказ о прекрасном юноше, которого пыталась соблазнить «жена господина его», жена египетского царедворца Пентефрия, но потерпела неудачу. Иносказательно: красивый и чистый юноша, чуждый порокам и соблазнам (шутл …   Словарь крылатых слов и выражений

  • иосиф прекрасный — сущ., кол во синонимов: 1 • скромник (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Иосиф Прекрасный — У этого термина существуют и другие значения, см. Иосиф (значения). Иосиф (יוסף) Иосиф управляет Египтом …   Википедия

  • Иосиф Прекрасный: Наместник фараона — У этого термина существуют и другие значения, см. Иосиф Прекрасный(значения). Иосиф Прекрасный: Наместник фараона Joseph Жанр драма Режиссёр Роджер Янг …   Википедия

  • "Иосиф Прекрасный" — ИÓСИФ ПРЕКРÁСНЫЙ , балет в 2 актах 5 картинах, комп. и дирижёр С. Н. Василенко, сцен. и балетм. К. Я. Голейзовский. 3.3.1925, Экспериментальный т р, Москва; худ. Б. Р. Эрдман; Иосиф – В. А. Ефимов, Тайах – Л. М. Банк, Потифар – А.… …   Балет. Энциклопедия

  • Иосиф Прекрасный — Сыновья Иакова приносят отцу окровавленную одежду Иосифа. Картина Я. Пейнаса. Санкт Петербург, Эрмитаж. Сыновья Иакова приносят отцу окровавленную одежду Иосифа. Картина Я. Пейнаса. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иосиф Прекрасный в Библии () любимый… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Иосиф Прекрасный — И осиф Прекр асный …   Русский орфографический словарь

  • Иосиф Прекрасный —          один из легенд. библ. персонажей. В библии содержится рассказ о том, как И., один из двенадцати сыновей патриарха Иакова, был продан своими братьями в Египет и после ряда злоключений занял высокое положение при дворе фараона …   Древний мир. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»