- Елена_царица
В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу Леды Тиндарею Диоскуры (Apollod. III 10, 7). Слух о красоте Е. распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.) (Hes. frg. 196204; Apollod. III 10, 8). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е. совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь её супруга. После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре (Eur. Iphig. A. 5571; Apollod. III 10, 9). От брака с Менелаем у Е. рождается Гермиона (Hom. Od. IV 1214). Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису сыну троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее распространённой версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов (Hom.Il. VII 345364; Eur. Troad. 983997). По другой версии мифа, восходящей, возможно, ещё к Гесиоду, но обстоятельно разработанной в 6 в. до н.э. Стесихором, Зевс или Гера подменили подлинную Е. её призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Е. переносится в Египет, где живёт под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского похода (сюжет обстоятельно разработан в трагедии Еврипида "Е.").
О путешествии Е. с Парисом также существует несколько вариантов мифа: по одному из них, оно проходило без особых осложнений и заняло всего три дня; по другому беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня Гера, и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон); по третьему Парис сознательно уплыл в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с Е. в Финикии и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Е. своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город. О поведении Е. во время Троянской войны античные авторы снова повествуют по-разному. Гомеровский эпос, видя во всём происходящем неотвратимую волю богов, относится к Е. без осуждения; влечение Е. к Парису он объясняет воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных (Hom.Il. III 154165). В остальном Е. в "Илиаде" явно тяготится своим положением (III 396412), и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдаёт троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город (Od. IV 240 264), и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (Apollod. epit. V 13); в ночь захвата Трои симпатии и помощь Е. также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить её за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её (Eur. Andr. 628 631). Ахейское войско, уже готовое побить Е. камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.
Возвращение E. с Менелаем после долгих скитаний античная традиция приурочивает к моменту похорон Эгисфа и Клитеместры, павших от рук Ореста. Но, если "Одиссея" (IV 542547) ограничивается только констатацией этого факта, то для Еврипида (с яркой антиспартанской направленностью его трагедий) этот эпизод служит в трагедии "Орест" для беспощадно-отрицательной характеристики Е. и её супруга (71131, 682721); здесь же используется вариант мифа о перенесении Е. по воле Аполлона на небо и превращении её в созвездие. "Одиссея" этой версии не знает, изображая вернувшуюся в Спарту Е. примерной женой вновь обретшего её Менелая. О последующей судьбе Е. также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду; по другим, она была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом (Paus. III 19, 13) (объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса стремились уже в рассказе о встрече Е. с Ахиллом на Троянской равнине незадолго до его смерти).
Место, которое Е. занимает в мифах троянского цикла, и неоднократные обработки этих мифов в произведениях светской литературы не могли, однако, вытеснить из сознания греков исторического периода представлений о божественном прошлом Е. Недалеко от Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился священный платан E. (Theocr. XVIII). Под прозвищем Дендритис ("древесная") Е. почиталась в Кафиях и на Родосе (Paus. VIII 23, 46; III 19, 10). Всё это заставляет видеть в ней древнейшее растительное божество, возможно, минойского происхождения.
С формированием греческого сказания о Троянской войне, которое вобрало в себя также местные культовые и фольклорные элементы, существовавшие в микенских центрах, Е. стала одним из его персонажей, что обеспечило её образу прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней.
В. Н. ЯрхоСреди античных произведений, использующих образ Е., кроме "Илиады" и "Одиссеи", хоровые поэмы Стесихора; трагедии Еврипида "Троянки", "Е.", "Орест" "Похвала Е." Горгия; панегирик Исократа. В европейской драматургии к образу обращались О. Скамакка ("Е."), П. Я. Мартелло ("Невинная Е."), П. Кьяри ("Похищение Е.") и др.; среди произведений новейшего времени пьесы "Е. Спартанская" Э. Верхарна, "Троянской войны не будет" Ж. Жироду и "Жертва Е." В. Хильдесхаймера. Различные эпизоды мифа часто находили отражение в античном изобразительном искусстве: в живописи (несохранившиеся картины Полигнота и Зевксиса, фреска "Парис и Е." в Помпеях), пластике (рельефы многих этрусских погребальных урн и другие.>.) и особенно в вазописи (наибольшей популярностью пользовались сюжеты: "рождение Е.", "похищение Е. Тесеем", "похищение Е. Парисом", "встреча Менелая и Е."). С 15 в. Е. часто изображали в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. С эпохи Возрождения сюжет "похищение Е." один из самых распространённых в живописи (Б. Гоццоли, Джулио Романо, Ф. Приматиччо, Я. Тинторетто, Г. Рени, И. Г. Тишбейн, Ж. Л. Давид и другие.). Из произведений пластики следует упомянуть группы "Парис и Е." В. Росси и П. Пюже и бюст "Е. Прекрасная" А. Кановы. На оперной сцене миф о Е. находит частое воплощение в 17нач. 18 вв. (оперы "Похищение Е." В. Пуччителли, "Е., похищенная Тесеем" П. Ф. Кавалли, "Похищение Е." Ф. Чирилло, "Е., похищенная Парисом" Д. Фрески, "Е." Р. Кайзера и другие.), реже в кон. 18нач. 19 вв. ("Парис и Е." К. В. Глюка и другие.). В конце 19 в. интерес к мифу о Е. возрос, одна за другой создавались оперы (в т. ч. "Е." К. Сен-Санса и "Е. Египетская" Р. Штрауса); среди оперетт "Прекрасная Е." Ж. Оффенбаха.
.