Дева_древнеиндийская мифология

Дева_древнеиндийская мифология
ДЕВÁ (др.-инд. devá, "бог", собств. "небесный", от div-, "сиять"), в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам: небесные – Дьяус, Варуна, Митра и другие. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные (воздушное пространство) – Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные – Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и другие. Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати – в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых – установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в "Брихадараньяка-упанишаде" (III 9, 1–5) васу – огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры – 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман; адитьи – 12 месяцев года. Особый вид объединения богов уже в "Ригведе" – Вишведева, т.е. "все-боги" – весь пантеон с некоторыми расширениями, – представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих "все-боги", оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия (см. в ст. Ведийская мифология), которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение Д. (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (māyā). В ведийский период (особенно в "Ригведе") к асурам относили и ряд Д. – адитьев, Индру, Агни и другие. Но уже в "Атхарваведе" боги-девы более не назывались асурами; последнее название было закреплено за демонами;

боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (Сравни упанишады), что даёт основание понимать слово "асуры" как "небоги". Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (Д.) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие Д. и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [Сравни авест. daēva-, лат. deus (и dīvus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tīvar, прус, deiws, литов. diẽvas, рус. Див и др.].


В. Н. Топоров



.

Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»