- Бодхисатва и брахман
- Бодхисатва и брахман
Как-то блуждая по земле магадхов, бодхисатва остановился в одной из брахманских деревень Была пора сева. Уже запрягли быков в плуги Дымился котел. Работникам раздавали пищу Блаженный подошел к месту раздачи и в свой черед подставил чашу для пищи. Видя это, брахман, следивший за раздачей, сказал:
— Прежде чем есть, я пашу и сею. И ты, странник, сначала вспаши свое поле и посей свои зерна, а потом насыщайся.
— Так я и делаю, — ответил бодхисатва.
— Но что-то я не вижу у тебя упряжки, быка, плуга, кнута — всего того, без чего немыслима ни вспашка, ни посев. Бодхисатва ответил гатхой
Есть и взору невидимый труд
Ведь ничто не дается само
Выдержка — дождь мой, память — мой кнут
Верность — зерно и мудрость — ярмо
Мужество служит мне вместо быков
Тянет прямую оно борозду
В край, который не знает оков
Отдых и счастье там пахаря ждут
Каждый может пахарем быть
В руки свое грядущее взять
И о печалях мира забыть
И в труде нирвану познать
Выслушав эти мудрые и вдохновенные слова, брахман от души наполнил большую бронзовую чашу сваренной на молоке рисовой кашей и обратился к пришельцу
— Отведай кушанья, почтенный Воистину ты — пахарь
Бодхисатва вновь ответил гатхой:
Не беру я награды за пение гатх
Истина не имеет цены
Мудрые обходятся без наград
Дхарме они до смерти верны
— Как же мне распорядиться этой молочной кашей? — спросил брахман
— Не знаю, — ответил бодхисатва — Только в трех мирах не найдется никого, кто смог бы переварить предназначенное мне кушанье Пожалуй, вылей кашу туда, где не растет трава, или в горькую воду, не имеющую живых существ
Брахман отыскал такую воду и опрокинул туда чашу Вода закипела, задымилась Клубы дыма достигли неба Пораженный случившимся, дрожа от ликования, брахман приблизился к бодхисатве и припал к его ногам
— Поразительно, — воскликнул он, — какими разнообразными, не повторяющимися словами тебе удалось разъяснить суть своего учения! Отныне ты — мое прибежище Посвяти меня в свою веру.(Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)
.