- Кентавры
- Кентавры
(Centauri, Κένταυροι), т. е. “охотники на буйволов”. Фантастический народ, живший в Фессалии, полубоги и полулошади. Они были побеждены лапифами на свадьбе Пирифоя и изгнаны из своей страны. Самым замечательным кентавром считался Хирон. Вследствие страсти кентавров к вину, их включали в свиту Диониса.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)КЕНТАВРЫ(Κένταυροι), в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (Pind. Pyth. II 21-48). К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жён из этого племени (Ovid. Met. XII 210-535). Особое место среди К. занимают два - Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон - сын Кроноса и нимфы Филиры-«липы» (Apollod. I 2, 4), Фол - сын Селена и нимфы Мелии-«ясеневой» (II 5, 4), т. е. их происхождение уходит в область растительного фетишизма и анимизма. После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял К. под своё покровительство. В героических мифах одни из К. являются воспитателями героев (Ясона, Ахилла), другие - враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя, Несс покушается на Деяниру и является причиной гибели героя). К. смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесённой ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея (Apollod. II 5, 4).
Лит.: Dimezil G., Le problème des centaures, «Etude de mythologie comparée indo-européenne». P., 1929; Isard A., Le centaure dans la légende et dans l'art. Thèse, Lyon, 1939; Саrnоу A., Le concept mythologique du», gandharva et du centaure, «Museon 1936, v. 49, p. 99-113.
А. т.-Г.
В античном изобразительном искусстве были популярны сцены кентавромахии (южные метопы Парфенона, рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии, западного фриза Гефестейона в Афинах и др.; произведения вазописи и мелкой пластики). Миф о Нессе и Деянире также нашёл отражение в искусстве (роспись сосудов, римские мозаики, фрески в Помпеях). Особое место как в античном искусстве, так и в искусстве последующих эпох занимает образ Хирона. В средневековом искусстве изображения К. рано появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака (К. - традиционный символ созвездия Стрельца). В пластическом декоре романских церквей нередко встречаются фигуры К., стреляющих из лука на скаку (рельефы бронзовых дверей собора в Аугсбурге, нач. 11 в., и др.). К. изображали и в качестве служителей ада наряду с бесами (фреска Нардо ди Чоне в капелле Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. 14 в., соответствующая эпизоду с Хироном, Фолом и Нессом у Данте, «Ад», XII, 55-75). В произведениях эпохи Возрождения К. также порой выступают носителями греха, олицетворением животных страстей, похоти (картина С. Боттичелли «Паллада и кентавр»). Но в этот период сцены кентавромахии начинают привлекать художников и экспрессией сюжета, живописностью персонажей (рельефы Бертольдо ди Джованни и Микеланджело). Этими же мотивами объясняется обращение к мифам о К. в искусстве 16-17 вв. Сцены кентавромахии изображали Пьеро ди Козимо, Я. Бассано, Ш. Лебрен и др., похищение Деяниры - П. Веронезе, Б. Шпрангер, Г. Рени и др. Оба сюжета нашли отражение в творчестве Рубенса. В 18 в. К. используются в пейзажной живописи в качестве стаффажных фигур; в искусстве нового времени известно несколько случаев непосредственного обращения к сюжетам мифов («Кентавромахия» А. Бёклина, «Кентавресса» О. Родена; фигуры К. появляются в произведениях Л. Коринта и П. Пикассо).(Источник: «Мифы народов мира».)Кентавры— лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса. Родились от союза Иксиона и призрака Геры (или Нефелы), которым Зевс подменил богиню. Один из кентавров, Фол, родился от союза Силена и одной из мелиад. Кентавр Несс в споре за Деяниру убил Геракла.// Арнольд Беклин: Битва кентавров // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Паллада и кентавр // Одилон РЕДОН: Битва женщины и кентавра // Франц фон ШТУК: Амазонка и кентавр // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Кентавресса // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Кентавры и лапифы // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Бегство кентавров // Андрей БЕЛЫЙ: Кентавр // Андрей БЕЛЫЙ: Игры кентавров // Андрей БЕЛЫЙ: Битва кентавров // Андрей БЕЛЫЙ: Песнь кентавра // Н.А. Кун: ЭРИМАНФСКИЙ КАБАН И БИТВА С КЕНТАВРАМИ (ПЯТЫЙ ПОДВИГ)(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)Битва лапифа с кентавром.
Битва лапифа с кентавром.
Метопа с южной стороны Парфенона.
Мрамор.
447432 до н. э.
Лондон.
Британский музей.Кентавр торжествует над поверженным лапифом.
Кентавр торжествует над поверженным лапифом.
Метопа с южной стороны Парфенона.
Мрамор.
447432 до н. э.
Лондон.
Британский музей.Битва лапифа с кентавром.
Битва лапифа с кентавром.
Фрагмент росписи краснофигурного килика.
490480 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.Бой лапифов с кентаврами.
Бой лапифов с кентаврами.
Роспись краснофигурного стамноса Полигнота.
Около 440 до н. э.
Брюссель.
Королевские музеи изящных искусств.Паллада и кентавр.
Паллада и кентавр.
Картина С. Боттичелли.
1480-е гг.
Флоренция.
Галерея Уффици.
Этрускская гидрия с лягающимся кентавром. Около 510-500 гг. до н.э.
Битва между кентавром и лапифом. Метопа с Парфенона. Около 490 г. до н.э.
Сандро Боттичелли. Паллада и Кентавр. Около 1482-1483 гг.
.