Вначале был Праджапати


Вначале был Праджапати
Вначале был Праджапати
        Возвращаются ветры на круги своя,
        По своим же следам идет Праджапати —
        Ведь великая Рита не знает изъятий,
        И в объятиях Неба ликует Земля
        И рождаются боги от Неба-отца,
        И от жара любви испаряется влага,
        Возвращаясь с небес благотворною Гангой,
        Чтобы страстью своей ослепить мудреца,
        Чтобы разумом не был наш мир обделен,
        Как враждой и любовью — такой же взаимной,
        Чтоб одни откровенья, рожденные гимном,
        Неизменно пылали во мраке времен


        Праджапати (1) в сотворенном им мире был одинок, как перст. И подумал он «Как мне себя продолжить » Напрягшись, Праджапати воспламенил свой дух и породил из своего рта Агни (2), пожирателя пищи. Был Агни первым из богов, ведь Агни все равно что Агри, а Агри — это «первый», «стоящий спереди». Пищи ж е в мире, могущей прокормить Агни, не нашлось, и понял Праджапати, чго Агни сожрет его. От испуга он открыл рот и выронил свою Силу - сила ж е его — Речь — появилась после Агни второй. Чтобы принести жертву, Праджапати потер ладонью ладонь, и они лишились волос Продолжал тереть Праджапати ладони, пока из них не вылились жертвенное масло и молоко, но они смешались с волосами, отделившимися от ладоней. Поэтому он опрокинул эту смесь в огонь, и превратились волосы в корни и стебли растений, и мир радостно зазеленел.
        Так, принеся жертву, Праджапати продлил себя и спасся от обжоры Агни Так же и тот, кто совершает всесожжение, спасает себя от Агни, готового его сожрать, а когда человек умирает, его возлагают на огонь, сжигающий лишь тело, и он возвращается к жизни из пепла
        После Агни были созданы Вайю (3) и Сурья (4) Они сказали «Давайте сотворим существо, и да будет оно четвертым». Очертив место, на котором стояли, боги начали слагать песнопения. Место, очерченное ими и услышавшее гимны, стало Землей, а проведенная ими черта — Океаном.
        Совершив это, боги отправились на Восток, пообещав Земле вернуться. По пути им встретилась корова, возникшая из их песнопений Агни ее возжелал, сказав «Да будет она мне парой» Он излил в нее свое семя, ставшее молоком. Оно и поныне белое у любой коровы, черной или бурой, и теплое от Агни.
        И решили боги попробовать это молоко, принеся его в жертву. И возник между ними спор, кому это сделать первым. Тогда они явились к Праджапати и спросили «Кому из нас отведать это молоко первым?»
        — Агни — ответил Праджапати, не думая — Ибо Агни возродит свое семя, а с ним вместе возродитесь и вы. Вторым пусть отхлебнет Сурья, а то, что останется, пусть допьет Вайю, который всюду веет.
        Выпили боги молоко и вновь обрели рождение и жизнь.
        Примечания:
        1 Праджапати («господин потомства») встает из этого и других гимнов «Ригведы» не только как главная фигура жертвоприношения, жертвователь и жертва одновременно, но и как бог вечного кругооборота природы, текущего и постоянно возвращающегося к своим истокам, и времени, бог календаря и его празднеств, отмечаемых в начале каждою нового года и сезона В этой ипостаси у него мною общего с этрусским Киленом и римским Янусом Подобно тому как у каждого из главных богов этрусского пантеона, занимающих участки ободка печени из Пьяченцы былевой Килен (Немировский, 1986 112) так и свой Праджапати был у ведийского Брихаспати и затем у его восприемника индуистского Брахмы Как воплощения их функций богов природы и вечного ее кругооборота — смены дня ночью месяца месяцем года годом жизни смертью (Gonda, 1984, 5 и ел 1989 38 и ел 57 и ел ) Именно поэтому он воспринимался как главный бог — так же как и у этрусков главным богом считался не Тиния а Киленс (Янус) Совершение жертвы на алтаре Праджапати или превращение в жертву его самого рассматривались как культовый акт, и в этом плане он близок к Агни в его ипостаси жертвенного огня, без которого боги не могут существовать (Gonda, 1984, 2)
        2 Агни — в ведийской и индуистской мифологии бог огня во всем его многообразии — от домашнего очага до пламени солнца, считался посредником между людьми и богами («ближайший из богов»), поскольку переносил жертвы смертных из жертвенного костра к небожителям
        3 Вайю — ветер и бог ветра, обозначаемый как «быстрейший из богов», вихрь, отождествляемый с Агни
        4 Сурья — в ведийской мифологии бог солнца, входящий в ведийскую триаду Агни — Индра — Сурья, глаз богов, отождествляется с Савитаром В эпосе с Сурьей связано множество сюжетов, в которых он противник богов, грозящий испепелить их лучами, но также и демонов, и родоначальник героев
(Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)

.

Смотреть что такое "Вначале был Праджапати" в других словарях:

  • Вначале было яйцо —         В начале были только воды, неоглядное море вод (1) И овладело ими желание творить Они столкнулись, и запылал жар, отчего возникло золотое яйцо         Не существовало тогда точного времени, и плавало яйцо так долго, как долго длился год И …   Энциклопедия мифологии

  • Мифы Индии — Откуда пошел, как был организован и защищен мир Кому ведома тайна Вначале было яйцо Вначале был Пуруша Вначале был Праджапати Вначале было солнце Речь Где это было? День и ночь Бегство и возвращение Агни Буян Химаваты Наказа …   Энциклопедия мифологии

  • Индия — I Название. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии, о которых имели лишь смутные понятия; об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб, как известно, думал достигнуть И. западным путем и когда открыл сначала Багамские и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хаос — (Chaos, τὸ Χάος). Зияющее, неизмеримое мировое пространство, первоначальный источник всякой жизни в мире. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу, из которой образовался мир. Из Хаоса произошли Гея (Земля), Тартар и Эрот;… …   Энциклопедия мифологии

  • От вед к веданте —         На фундаменте вед еще в древности возникла необозримая словесность, очевидной целью которой было сделать доступным понимание этих ранних произведений последующими поколениями и облегчить их использование в культе. К первой группе… …   Энциклопедия мифологии

  • Андрогин — Не следует путать с Андроген …   Википедия

  • ЭПОС —         в древней Индии Махабхарата и Рамаяна , созданные сказителями импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI V вв. до н. э. по IV V вв. н. э. Типологически первичный слой содержания… …   Словарь индуизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.