- Идоменей
- Идоменей
(Idomeneus, Ιδομενευς). Критский царь, предводитель критян в походе против Трои. Возвращаясь из-под Трои, он во время бури обещал Посейдону в случае спасения принести ему в жертву то, что первое встретит на родине. Прибыв на о-в Крит, он прежде всего встретил своего сына, которого и принес в жертву. Но за это страна его была поражена язвой, и Идоменей был изгнан жителями.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)ИДОМЕНЕЙ(Ίδομενευς), в греческой мифологии внук Миноса, царь Крита. Будучи одним из женихов Елены, И. участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях (Hom II. II 645-652) [Аполлодор (epit. III 13) приводит вдвое меньшую цифру]. Сам И. особенно отличился в бою близ кораблей (Ною II. XIII 210-539), принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впоследствии в числе других ахейских воинов проник в Трою в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют различные версии: либо он благополучно возвратился на Крит (Hom Od. III 191), либо был изгнан с родного острова. Изгнание И. объясняется по-разному. Согласно одной версии мифа, И. изгнал Левк, воспитанный в доме И. и соблазнивший его жену Меду (Apollod. epit. VI 9-10). Согласно другой версии мифа, во время морского похода из-под Трои флот И. попал в бурю и И. дал обет Посейдону в случае спасения принести ему в жертву первого, кто выйдет навстречу И. на родине. Этим человеком оказался сын (или дочь) И. Либо И. принёс его в жертву, но жертва была неугодной богам, либо жертвоприношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Избавиться от неё критяне могли только изгнав И. По этой версии, И. был изгнан и окончил жизнь на юге Италии - в Калабрии, где воздвиг храм Афине (Verg. Aen. Ill 121; Myth. Vat. I 195; II 210). Могущественный флот И. и перечень критских городов в «Илиаде», включающий Кнос и Фест, отражают воспоминания о былом величии Крита в 16- 14 вв. до н. э., в то время как миф о жертвоприношении сына И., находящий параллель в библейском сказании о дочери Иеффая (Суд. 11, 30-40), восходит к распространённому фольклорному мотиву о роковом обете, данном божеству или чудовищу. И. является одним из главных героев в позднеантичном «Дневнике Троянской войны».
в. н. Ярхо.
Европейская драматургия обращается к мифу в нач. 17 в. («И. - царь Крита» А. Аллегри); среди немногих произведений 18 в. - трагедии «И.» П. Ж. Кребийона и А. М. Лемьера. Оперы: в 18 в. «И.» А. Кампра; «И.» Б. Галуппи; «И.- царь Крита» В. А. Моцарта и «И.» Ф. Паэра.(Источник: «Мифы народов мира».)Идоменей— царь о. Крит, сын Девкалиона, внук легендарного царя Миноса и Пасифаи. Участник Троянской войны, предводитель критян. Во время бури пообещал Посейдону за возвращение домой принести в жертву первого встреченного им человека. Им оказался его собственный сын. За неугодную жертву боги покарали Крит моровой язвой, и Идоменея изгнали.(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
.