- Диомед
- Диомед
(Diomedes, Διομήδης). Герой, участвовавший при осаде Трои. Он был сын Тидея и Дейфилы и по храбрости был вторым после Ахиллеса. Афина считалась его покровительницей. Он вступил в борьбу не только с троянскими героями Гектором и Энеем, но даже ранил Афродиту и Арея, которые стояли на стороне троянцев. Диомед и Одиссей похитили из Трои изображение Афины-Паллады — Палладиум, от сохранности которого зависела судьба города. По окончании Троянской войны Диомед вернулся в Аргос, где застал свою жену Эгиалею живущей в связи с Гипполитом, что было наказанием Диомеду от Афродиты. Оставив Аргос, он отправился в Этолию, а затем овладел Давнией в Италии, где женился на Эвиппе, дочери Давна, и умер в преклонном возрасте.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)ДИОМЕД(Διομήδης), в греческой мифологии: 1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Д. и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею; 2) сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении Фив (Apollod. Ill 7,2). Как один из женихов Елены Д. сражается впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает множество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Д. обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Д. выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам Д. отводится почти вся V книга «Илиады»). Вместе с Одиссеем Д. отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса (Hom. Il. Х 203-514). Д. участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осаждённую Трою и похищает там статую Афины (Палладий), обладание которой предвещает победу над троянцами. С Одиссеем Д. отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом. Д. долго слывёт (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои (Apollod. epit. V 8; 13); поздние источники вводят версию об измене жены Д. Эгиалы, вследствие чего Д. вынужден бежать из Аргоса и окончить свою жизнь в Италии.
Хотя традиция называет Д. сыном Тидея - царя Этолии, в «Илиаде» он возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды (II 559- 568); по числу кораблей войско Д. уступает лишь полкам Агамемнона и Нестора. В этом отражается воспоминание не только о былом могуществе Аргоса, но и о значении самого Д. как древнейшего военного божества аргивян. Щит Д. с культовым изображением Афины находился в её храме в Аргосе. Д. приписывалось основание храма Афины «Остроглядящей» (Paus. II 24, 2), находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладием. Д. считался основателем храмов Афины в городе Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Д. с Афиной отразилась в мифах о постоянной помощи Афины герою [в «Илиаде»; в варианте мифа (Pind. Nem. X 7) Афина сделала Д. богом; по другой версии, Д. был перенесён вместе с Ахиллом на острова блаженных]. Подтверждением «божественного» происхождения Д. является то, что это единственный герой «Илиады», осмеливающийся вступать в сражения с богами-олимпийцами. Культ Д. был занесён ахейскими колонистами в Италию (отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии).
В «Илиаде» обращает на себя внимание явный параллелизм в описании подвигов Д. и Ахилла (оба нападают на Гектора и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство соперничества, испытываемое Д. к Ахиллу. Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм к древнейшим слоям эпического сказания или является художественным приёмом автора «Илиады».
в. н. ярхо.(Источник: «Мифы народов мира».)Диомед1) фракийский царь. Сын Ареса. Владелец коней-людоедов, которых он кормил мясом захваченных чужеземцев. Так был разорван на части Абдер, сын Гермеса и любимец Геракла. Геракл сразился с Диомедом и, победив его, бросил на съедение тем самым коням, а потом забрал их и привел Еврисфею.// Н.А. Кун: КОНИ ДИОМЕДА (ВОСЬМОЙ ПОДВИГ)2) аргосский царь, один из величайших ахейских героев. Сын Тидея, участника похода семерых против Фив, и Деифилы. По имени отца иногда назывался Тидид или Тидейон. Супруг Эгиалеи (дочери Адраста). Участвовал в походе эпигонов, а потом в Троянской войне, где проявил свое бесстрашие, напав на саму Афродиту, помогавшую троянцам, ранил ее и заставил бежать с поля боя. Также напал на Ареса и тяжело ранил его. Вместе с Одиссеем он проник в Трою и похитил статую Афины, обладая которой, ахейцы могли рассчитывать на победу. В бою он столкнулся с ликийским царем Главком, дед которого (Беллерофонт) был другом его деда. В честь той дружбы они не стали биться друг с другом, а обменялись оружием и доспехами. Был одним из немногих ахейцев, вернувшихся домой из-под Трои. По возвращении основал несколько храмов, посвященных Афине. По некоторым мифам, Афина, всегда помогавшая герою, превратила Диомеда в бога, по другим мифам, после смерти он попал на острова блаженных вместе с Ахиллом.(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)Одиссей и Диомед захватывают в плен троянского лазутчика Долона.
Одиссей и Диомед захватывают в плен троянского лазутчика Долона.
Фрагмент росписи луканского кратера.
Около 380 до н. э.
Лондон.
Британский музей.Торс Диомеда.
Торс Диомеда.
Римская копия.
С греческого оригинала Кресилая
(около 440 до н. э.).
Мрамор.
Мюнхен.
Глиптотека.
.