- Диана
- Диана
(Diana). Римская богиня, соответствовавшая греческой Артемиде, богиня охоты, родов и луны. Она считалась преимущественно покровительницей плебеев и рабов. В Ариции находились роща и святилище Дианы, где жрецом был беглый раб, убивший в поединке прежнего жреца (rex Nemorensis).(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)ДИАНА(Diana), в римской мифологии богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия - «богиня трёх дорог» (её изображение помещалось на перекрёстках), толковавшийся также как знак тройной власти Д.: на небе, земле и под землёй (Serv. Verg. Aen. IV 511). Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми (VI 136; VII 515). Д. считалась богиней - покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царём Сервием Туллием был основан на Авентине храм Д., ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies (Liv. I 45; Dion. Halic. IV 26; Ovid. Fast. Ill 26). Это обеспечило Д. популярность среди низших классов, составлявших многочисленные коллегии её почитателей, из которых особенно известна благодаря сохранившемуся уставу коллегия Д. и Антиноя в Ланувии (CIL XIV 2112). С храмом Д. на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Д. в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил её рога в храме. Диана считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Д. почитались туземные богини - «хозяйки леса», богини-матери, подательницы растительного и ЖИВОТНОГО плодородия.
Е. М. Штаерман.(Источник: «Мифы народов мира».)ДианаБогиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных. Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Была даже устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачевательную силу. Те, кто получал помощь от богини, приносили ей, кроме обычных даров, еще и изображения исцеленных ею частиц тела, сделанные из глины. Само святилище Дианы Арицийской находилось неподалеку от прекрасного озера(1), окруженного лесистыми горами. Здесь же, за храмом, зеленела роща у источника нимфы Эгерии. В этой роще мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для того, чтобы получить убежище, он должен был стать жрецом богини, сорвав ветвь со священного дерева. При этом он был обязан вступить в бой со жрецом, который охранял священную рощу, и убить его, чтобы занять освободившееся место. Этот кровавый обряд, несомненно, сохранял черты первобытного культа Дианы Неморензис, требовавшей когда-то человеческих жертв. Он очень сближал культ римской Дианы с культом греческой Артемиды в Тавриде. (1. Современное озеро Неми.)(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)ДИАНАв римской мифологии богиня охоты, покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов. Ее особенно почитали сельские жители, поскольку во время своей охоты она прогоняла вредителей с полей и хищников от стад. Помогала богиня и при врачевании болезней людей и животных. Почитали Диану и как богиню Луны. Считалось, что она дарит людям свет и жизнь. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини Успешно лечили многие болезни. Здесь даже была устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее целительскую силу. Еще ее называли Диана Тривия — то есть богиня трех дорог, — символ, трактовавшийся также как знак тройной власти богини: на небе, на земле и под землей.(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)Возвращение Дианы с охоты.
Возвращение Дианы с охоты.
Картина П. П. Рубенса.
Около 1615.
Дрезден.
Картинная галерея.
Петер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Около 1615 г.
.