ШАКЬЯМУНИ

ШАКЬЯМУНИ
ШАКЬЯМУНИ
[санскр. sâkyamuni, пали sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд): бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель») и т. д. В основе мифологического образа Ш., несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в Северной Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. (по мнению большинства учёных, в 566-476 или в 563-473 до н. э.). Его жизнеописание начало наполняться мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни; в последующие столетия мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.
Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью. «Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая проповедь, так что первым произведением, где жизнь Ш. описывается с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши (1 в. н. э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во всех течениях буддизма, хотя жизнь Ш. и принято разделять на периоды, число которых в разных традициях различно. В тибетской традиции, например, выделяют 12 этапов: принятие решения родиться в мире людей; схождение с неба тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний; жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскетические упражнения; победа над Марой; достижение состояния будды; проповедь дхармы; вхождение в нирвану.
Общебуддийское содержание легенды таково: в течение многих кальп Ш. перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир людей погрузился в мрак неведения, боги просили Ш. родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителями - царя Шуддходану и царевну Майядеву. В это время Майядеве приснилось, что в её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она станет матерью великого человека. Ш. родился в роще Лумбини близ столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал второе: он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что мог, чтобы TIT- видел только положительные стороны жизни. Ш. жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях. Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению мечты отца.
Но однажды Ш. увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее (монах) показало ему путь к освобождению. Он решился на бегство и после рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут к спасению. Ш. сидел у подножия дерева бодхи и решил не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары, на 49-й день (в возрасте 35 лет) Ш. достиг бодхи и стал буддой. Первую проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг Ш. собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты, Ш. в возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.
В махаяне и ваджраяне образ Ш. имеет некоторые специфические черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая (см. Трикая), в то время как самбхо-гакая осталось в небесах.
В зависимости от умственных способностей слушателей Ш. проповедовал разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает, что он совершил три т. н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»). На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем - праджняпарамиту, и наконец - виджнянаваду (последние две составляют махаяну).
Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды [пер. с пали], М-, 1913; Дхаммапада, пер. с пали, М., 1960; Бэшем А. Л., Чудо, которым была Индия, [пер. с англ.], М., 1977.
Л. Э. Мялль.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Рождение Будды Шакьямуни.

Рождение Будды Шакьямуни.


Рождение Будды Шакьямуни.
Камень.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Андхра (Индия).

Паринирвана (смерть Будды).

Паринирвана (смерть Будды).


Паринирвана (смерть Будды).
Камень.
II—IV вв.
Шоторак. Индия.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ШАКЬЯМУНИ" в других словарях:

  • Шакьямуни — одно из имён Будды …   Исторический словарь

  • ШАКЬЯМУНИ — ШАКЬЯМУНИ, см. Будда (см. БУДДА) …   Энциклопедический словарь

  • Шакьямуни — Бронзовая статуя Будды. Лаос, XVIII век. Гаутама Будда (санскр. गौतम बुद्ध) легендарный индийский духовный учитель, живший примерно с 563 до н. э. до 483 до н. э.. Один из семи Будд древности. Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали);… …   Википедия

  • Шакьямуни — (санскрит. Çâkyamuni = Çâkya имя царского рода + muni мудрец, аскет, монах) имя главного основателя и проповедника буддизма, Будды Гаутамы, которому, по преданию, предшествовали 24 других Будды. Буквальный перевод этого имени аскет из рода Шакья …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • шакьямуни — (санскр., досл. «мудрец из рода Шакья» он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд.мифологии посл.земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало… …   Буддизм

  • Шакьямуни —          известен также как Сиддхартха (собств. имя) и Гаутама (родовое имя). В будд. миф. последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе к рой сложилось будд. вероучение …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Шакьямуни — (будд.) – «мудрец (из племени) шакья» – основатель буддизма, реальное историческое лицо, подвергшееся мифологизации. Известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя). По легенде, Ш. в течение многих кальп перерождался в… …   Мифологический словарь

  • Шакьямуни — одно из имён Будды …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Шакьямуни Будда —     (Санскр.) Имя основателя Буддизма; великого Мудреца, Владыки Готамы. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • ШАКЬЯМУНИ БУДДА — (Санскр.) Имя основателя Буддизма; великого Мудреца, Владыки Готамы …   Теософский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»