ЧУМОН

ЧУМОН
ЧУМОН
(архаичные варианты личного имени: Чхумб, Чхумон, Чунмо, Санхэ), в корейской мифологии основатель государства Когурё, предок рода Ко. Миф о Ч., видимо, является более поздней иноплеменной интерпретацией мифа о Тонмёне, основателе государства Пуё. В ранних записях (стела Квангэтхо-вана, 5 в., Вэй шу, 6 в.) миф о Ч. существовал отдельно от мифа о Тонмёне. Но в корейских источниках 12-13 вв. оба мифа слились в один, и в миф о Тонмёне-Чумоне в качестве пролога были еще введены мифы о Хэбуру и Кымва, о Хэмосу и Люхва. Имя Тонмён стало посмертным храмовым именем Ч.
Как сообщается в поэме Ли Гюбо «Тонмён ван» (12 в.), Люхва, дочь речного божества Хабэк, незаконная супруга сына Небесного владыки, зачав от солнечного луча, родила из-под правой подмышки большое яйцо. Его бросили в конюшню, но лошади не затоптали его; яйцо отнесли в глухие горы, но животные охраняли его, и всегда над ним сиял луч. Яйцо вернули матери, и из него вышел мальчик необыкновенной внешности. С раннего детства он научился метко стрелять из лука, и ему дали имя Ч. (на языке Пуё - «искусный стрелок из лука»). Сыновья его приемного отца, пуёского правителя Кымва, из зависти однажды привязали Ч. к дереву и отняли добычу. Вырвав дерево с корнем, юноша вернулся домой. Тогда они решили убить его. Ч. хитростью получил отличного скакуна и, предупрежденный матерью о нависшей над ним беде, бежал вместе с тремя друзьями из пуёских земель на юг. Путь им преградила река. Сказав реке, кто он, Ч. ударил кнутом по воде - и тотчас рыбы и черепахи составили мост, переправившись через который, он и его спутники спаслись от погони. Вскоре мать послала Ч. зерна пяти злаков с голубями. Ч. убил горлиц, вытащил у них из горла зерна, а потом, окропив водой, оживил их. Ч. прибыл в Чольбончхон (в «Вэй шу»: Хыльсынгольсон), где основал столицу. В год «капсин» по традиционному циклическому лето-счислению, т. е. в 37 г. до н. э., Ч. 22 лет от роду взошел на престол, государство назвал Когурё, а вместо прежнего родового имени Хэ взял Ко («высокий»), потому что зачат был от солнца, находившегося в зените. Ч. вынужден был покориться правитель соседней страны Сонъян. В 7-й луне над Соколиным перевалом (Коллён) поднялось черное облако и послышалось, будто там копают землю. Когда облако рассеялось, на перевале оказался воздвигнутый для Ч. город. В 9-й луне 19-го года правления Ч. поднялся на небо и не сошел обратно. Нашли лишь его плеть и погребли её на Драконьей горе (Еисан). По велению Неба старший сын Ч. - Юри наследовал престол.
Миф о Ч. являет собой сравнительно поздний этап развития мифов о культурных героях и принадлежит к северной ветви мифологии кочевых скотоводческих племен. В 6 в. в Пхеньяне был сооружён храм в честь духа Ч. - Кодынсина. В период Коре (10-14 вв.) ему поклонялись как духу предков.
Лит.: Корейские предания и легенды (из средневековых книг), М., 1980; Джарылгасинова Р. Ш., Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики («Стела Квангэтхо-вана»), М., 1979; Троцевич А. Ф., Корейские легенды о предках - основателях государств Тонмёне и Чумоне, «Народы Азии и Африки», 1968, 2; Sun Нее Song, The Koguryo foundation myth: An integrated analysis, «Asian folklore studies», Nagoya, 1974, v. 38. № 2, 37-92; см. также лит. при ст. Тонмён.
Л. Р. Концевич.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Чумон — искусный стрелок из лука.

Чумон — искусный стрелок из лука.


Чумон — искусный стрелок из лука.
Рисунок на вазе.
Корёский селадон.
XIII в.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЧУМОН" в других словарях:

  • ЛЮХВА — («ивовый цвет»), в корейской мифологии дочь речного божества Хабэка, мать основателя государства Когурё Чумона. В ранних китайских записях («Лун хэн», «Критические исследования» Ван Чуна, 1 в. до н. э.; «Хоу Хань шу», «История Поздней Хань», 5 в …   Энциклопедия мифологии

  • КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Созданная древними корейцами автохтонная культура испытала с начала н. э. заметное влияние китайской и индийско буддийской цивилизации. В некоторые исторические эпохи Корея выполняла роль культурно идеологического посредника между континентальной …   Энциклопедия мифологии

  • ТОНМЁН — в корейской мифологии основатель государства Пуё. Согласно трактату китайского философа Ван Чуна («Лунь хэн», «Критические рассуждения», 1 в.), служанка правителя царства Тханни (в других источниках: Сэнни, Сори, Кори) забеременела, когда тот был …   Энциклопедия мифологии

  • ХАБЭК — в корейской мифологии речное божество. Генетически восходит к древнекитайскому Хэ бо. В мифах о Тонмёне и Чумоне X. выступает как отец их матери Люхва. Согласно летописному комментарию Ли Гюбо (13 в.) к своей поэме «Тонмён ван», у X. было три… …   Энциклопедия мифологии

  • ХЭБУРУ — Пуру, в корейской мифологии правитель страны Пуё. Имеется несколько версий мифа. X. Считается сыном Тангуна, рождённым от дочери божества Западной реки и будто бы приходится единокровным братом Чумону. Позже X. стал правителем Северного Пуё. До… …   Энциклопедия мифологии

  • 37 год до н. э. — Годы 41 до н. э. · 40 до н. э. · 39 до н. э. · 38 до н. э. 37 до н. э. 36 до н. э. · 35 до н. э. · 34 до н. э. · 33 до н. э. Десятилетия 50 е… …   Википедия

  • Список монархов Кореи — История Кореи Доисторическая Корея Кочосон, Чингук Ранние королевства:  Пуё …   Википедия

  • Хронология корейской истории — Хронология истории Кореи. События до VI века являются предметом обсуждения. История Кореи Доисторическая Корея Кочосон …   Википедия

  • Правители Кореи — История Кореи Кочосон, Чингук Ранние королевства:  Пуё, Окчо, Тонъе  Самхан  Конфедерация Кая Три королевства:  Когурё  Пэкче  Силла Объединённое Силла, Пархэ Поздние три королевства Корё:   Киданьские войны …   Википедия

  • X.2.3. Когурё (Гаогюйли) (37 до Р.Х. - 668) — ⇑ …   Правители Мира


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»