ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ


ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ
ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ
Была распространена до 16 в. - до времени испанского завоевания - среди индейцев языковой группы чибча, населявших район Центрального нагорья современной Колумбии. Племена чибча были к моменту прихода испанцев объединены в две большие конфедерации, называвшиеся по их столицам: Богота (Баката) и Согамосо.
Ч.-м. м. не успела сложиться в стройную единую систему, однако ко времени вторжения испанцев уже появлялся общий для всех чибчамуисков пантеон с определёнными для каждого персонажа мифологемами и сюжетами, с намечавшейся иерархией божеств и героев, что отвечало начавшемуся процессу классообразования у чибча-муисков. Общим для всех чибчамуисков был космогонический миф, согласно которому бог-демиург Чиминигагуа, вместилище света, распространил свет в тёмный до того мир, затем создал все вещи, растения, животных, людей, а из самых прекрасных - мужчины и женщины - сделал солнце и луну. По другой версии, первые, неизвестно кем сотворённые люди - касик Согамосо и его племянник касик Рами-кири создали прародителей человечества: мужчину из жёлтой глины и женщину из высокой полой травы. Затем касик Согамосо послал племянника на небо, чтобы тот стал солнцем и освещал мир; но видя, что света всё ещё не хватает, сам тоже поднялся на небо и стал луной. Небо у чибчамуисков необитаемо. Земля держится на больших гуайяках (кустарник с очень твердой древесиной), по другому сюжету - на плечах Чибчакума. Центр земли - место обитания душ умерших, которые, как и при жизни, живут в таких же домах, возделывают поля и т. д. В страну мёртвых души умерших переправляются через бурную реку в лодках и на плотах, сплетённых из паутины, а затем спускаются по крутым, обрывистым дорогам через жёлтую и чёрную земли (возможно, символизирующие день и ночь). В Ч.-м. м. главными небесными божествами считались Суэ и Чиа, кроме того, широкое распространение приняло почитание матери-земли и воды (поклонялись рекам и озёрам).
Антропогонический миф в Ч.-м. м. существовал в трёх основных вариантах. Согласно одному из них, сотворение людей приписывалось Чиминигагуа, по другому - Согамосо и Ра-микири, по третьему - прародительницей людей была Бачуэ со своим сыном-мужем. Большое число мифов в Ч.-м. м. связано с животными (птицы, земноводные, медведь, лисица, ягуар, пума, олень). Так, божество Ненкатакоа имело облик медведя или лиса, в ритуальных плясках танцоры обряжались различными животными. Особое распространение получили мифы о змеях, связанные с почитанием водной стихии. Прародительница Бачуэ в её сын-муж превратились в змей, что позволяет предположить то-темический характер культа. В Ч.-м. м. шёл также процесс антропоморфизации божеств: солнечный диск Суэ слился с образом одного из высших божеств - Бочики (почитавшемся в виде старца). Луна Чиа - с божеством плодородия - Уитакой, имевшей облик прекрасной женщины. Звериные персонажи заменялись человеческими. Так, по одному из мифов, жена касика, уличённая мужем в измене, утопилась вместе с маленькой дочкой в озере Гуатавита. Когда касик потребовал от жрецов вернуть жену и дочь, то один из жрецов, спускавшийся на дно, рассказал по возвращении, что они стали божествами озера Гуатавита и их стережёт дракон (змея). Почитание водных божеств озера Гуатавита легло в основу. ритуала посвящения в правители у чибча. Вступающий в должность вождя приходил в сопровождении жрецов и толпы народа к озеру Гуатавита; здесь жрецы смазывали его тело жиром и посыпали золотой пылью. Затем он выплывал на середину озера на тростниковом плоту, нагруженном золотом и драгоценностями, весь груз бросал в воду, чтобы умилостивить водные божества, а сам вплавь добирался до берега, как бы повторяя мифологический сюжет «рождения из озера». Этот ритуал послужил развитию иной, европейской легенды о сказочно богатой стране и её золотом правителе - Эль Дорадо (перевод с испанского El dorado, «золотой», «золочёный»). Наряду с другими у чибчамуисков получил распространение солярный миф. Многие вожди - реальные или легендарные - считались наследниками либо прямыми потомками солнца, например Фома-гата, обладавший способностью превращать людей в камень. Сюда же. относится миф о культурном герое, тиране - устроителе общества Га-ранчаче. Он родился от дочери касика Гуачета, девственно зачавшей от солнца на вершине холма и родившей большой изумруд, который через несколько дней превратился в мальчика Гаранчачу. Достигнув 24 лет, он ушёл странствовать и обошёл все земли племенных союзов Тунхи и Согамосо, где ему поклонялись как сыну солнца. Затем, убив касика Рамикири, Гаранчача занял его место, позднее стал правителем Тунхи, где заложил храм своему отцу - солнцу. С приходом испанских завоевателей Гаранчача исчез, как исчезает вечером солнце.
Лит.: Созина С. А., Муиски - ещё одна цивилизация древней Америки, М., 1969;
Simon P., Noticias historiales de las conquistas de Tierra Firme en las Indiaa Occldentales, v. 1-9, Bogota, 1953; Fernandez de Pledrahita L., Historia general de las conquistas del Nuevo Reino de Granada, v. 1-4, Bogota, 1942; Castellanos J. de, Historia del Nuevo Reino de Granada, t. 1-2, Madrid, 1886-87; Kroeber A. L., The Chibcha, в кн.: Handbook of South American Indians, v. 2, Wash., 1946, p. 887-909; Ghisletti L., Los muiskas una gran civilizacion precolombina, t. 1-2, Bogota, 1954; Broadbent S. М., Los chibchaa, Bogota, 1964.
С. Я. Серов

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Смотреть что такое "ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ" в других словарях:

  • Мифология муисков — Сведения о мифологии муисков на сегодняшний день вызывают споры среди историков исследователей культуры чибча. Это, во первых, связано с тем, что к тому времени, как испанцы пришли в Южную Америку, пантеон муисков ещё не сформировался в… …   Википедия

  • Чибча языки — Чибча Самоназвание: Чибча, Муиска или Моска Страны: центральные высокогорья Колумбии Статус: вымерший Вымер: в XVIII веке Классификац …   Википедия

  • Чибча-муиски — Содержание 1 История 1.1 Доиспанский период 1.2 Испанское завоевание 2 Хозяйст …   Википедия

  • Чибча (цивилизация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чибча (значения). Содержание 1 История 1.1 Доиспанский период …   Википедия

  • мифология индейских племён и народов Латинской Америки — мифология индейских племён и народов Латинской Америки, совокупность мифологических представлений индейцев на территории Латинской Америки. Некоторые мифологические сюжеты сохранились в памятниках древней письменности майя, ацтеков, инков.… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Культура муисков — Содержание 1 История 1.1 Доиспанский период 1.2 Испанское завоевание 2 Хозяйст …   Википедия

  • Мифы народов мира — Адыгская мифология Австралийская мифология Айнов мифология Аккадская мифология Андаманская мифология Армянская мифология Африканских народов мифология Ашанти мифология Бенина мифология Ганда мифология Догонов мифология Дагомейская мифология… …   Википедия

  • Хименес де Кесада — Хименес де Кесада, Гонсало Хименес де Кесада. Гонсало Хименес де Кесада (Gonzalo Jiménez de Quesada; 1509, Гранада[1] 1579)  испанский конкистадор, распространивший власть испанской короны на …   Википедия

  • Пайтити — (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis)  затерянный или мифический золотой город инков в Андах в тропической сельве на юго востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway),… …   Википедия

  • Эльдорадо — У этого термина существуют и другие значения, см. Эльдорадо (значения) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.