ЦАЙ-ШЭНЬ

ЦАЙ-ШЭНЬ
ЦАЙ-ШЭНЬ
(«бог богатства», «боги богатства»), в поздней китайской народной мифологии боги богатства. Ц.-ш. особо почитали торговцы. Ц.-ш., как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. В качестве гражданского Ц.-ш. в одних местах (напр., в северных и северо-западных провинциях) чтили легендарного героя Би-ганя, а в других знаменитого богача 3 в. н. э. Ши Чуна, славившегося также и своей учёностью. В качестве основного военного Ц.-ш. в большинстве районов Китая, но особенно на юге, чтили полководца 3 в. н. э. Гуань Юя (см. Гуань-ди), но в некоторых местах в качестве военного Ц.-ш. выступал полководец и сановник 8 в. Го Цзы-и. На народных картинах обычно изображали одновременно обоих Ц.-ш. (одного в одежде полководца вверху, другого в одеянии сановника - внизу) или встречу гражданским Ц.-ш. как хозяином дома военного Ц.-ш. Такое изображение сулило как бы двойное богатство. В качестве Ц.-ш. почитался некто Чжао Гун-мин или Чжао-юаньшуай; его называют также Сю-аньтань Чжао-юаныцуай («главнокомандующий Чжао Тёмной террасы»). Сюань - черный цвет с красным отливом считался цветом севера, а именно: на северной террасе (алтаре) ему приносились жертвы. В некоторых местностях, например в провинции Цзянсу, его называли бодхисатвой Тёмной террасы и считали гражданским Ц.-ш. Там он почитался более других Ц.-ш. На народных картинах его изображали в виде страшного человека с волосами, торчащими за ушами, с бянь (оружие типа плети, напоминающее тонкий меч, похожий на бамбуковую палку) в руке, сидящим верхом на драконе или тигре. Иногда Чжао изображали, подобно другим божествам, сидящим за длинным жертвенным столом, на котором лежат слитки серебра и стоит курильница. В некоторых местностях Китая, например в Пекине, провинциях Цзянсу, Сычуань, этот Ц.-ш. считается мусульманином, поэтому в качестве жертвенных угощений ему не подают свинину. Мусульманский Ц.-ш. изображается обычно похожим не на китайца, а на иноземца. Такой Ц.-ш. в народе зовётся хуэйхуэй Ц.-ш. («мусульманский Ц.-ш.»).
По даосской мифологии, на небесах существует министерство финансов (богатства), во главе которого стоят Чжао-бао тянь-цзюнь («небесный государь, призывающий сокровища») и На-цянь тянь-цзюнь («небесный государь, приносящий деньги»), иногда считается, что во главе этого министерства главнокомандующий Чжао, которому помогают два сановника: Сяо Шэнь и Цао Бао - реальные исторические деятели, канонизированные после смерти. Однако все эти персонажи, кроме Чжао, мало популярны. Гораздо более известен Цзэнфу ц.-ш. («бог богатства, прибавляющий счастья»), который в одних местностях ассоциируется с Ви-ганем (Пекин), в других с Чжао Гун-мином (провинция Сычуань), в третьих выступает как особое божество (провинция Цзянсу). Цзэнфу ц.-ш. нередко входит в свиту более значительного бога богатства, наряду с Ли-ши сянь-гуанем («бессмертный чиновник торговых прибылей») и Чжао-цай тун-цзы («отрок, призывающий богатства»). К свите Ц.-ш. принадлежат также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-Хэ. На народных картинах Ц.-ш. нередко изображается вместе с супругой Цай-му («матушка богатства»), часто рисуется встреча Ц.-ш. хозяином дома, что отражает реально существовавший обычай, приуроченный к началу лунного года. В некоторых местностях, например в провинции Фуцзянь, считалось, что Ц.-ш. возвращается на землю вместе с Тянь-гуанем («небесным чиновником»), приносящим счастье, и Си-шэ-нем («духом радости»).
Известны постоянные атрибуты Ц.-ш., набор которых изображался на народных картинах: дракон, составленный из монет (цяньлун), или дракон, изрыгающий деньги, конь, приносящий сокровища (баома), ваза с накопленными драгоценностями (цзюйбаопэнь), слитки серебра (юань-бао), по форме напоминающие туфельку, дерево, на котором растут монеты (яоцяньшу), ветки кораллов, жемчужины и пр. Часто изображается, как весёлые мальчуганы (видимо, из свиты бога богатства) трясут яоцяньшу и монеты сыплются дождём. Не исключено, что образ яоцяньшу восходит к буддийским представлениям о различного рода чудесных деревьях с золотыми плодами или плодами, которые, падая, превращаются в золото.
Особый тип Ц.-ш. называется Улу Ц.-ш. («бог богатства пяти дорог» или «пяти направлений»). Существуют весьма различные истолкования этого образа. По одной версии, этот образ восходит к некоему человеку по имени У-лу («пять дорог») и по фамилии Хэ (14 в.), который был убит разбойниками и потом стал объектом культа. По другой версии, речь идёт не об одном божестве, а о пяти сразу и связывается с именами пяти сыновей евнуха Гу Си-фэна (6 в.), культ которых был популярен на протяжении веков. По третьей версии, речь идёт о пяти раскаявшихся разбойниках, облагодетельствовавших окрестное население. Существует и толкование этого понятия как связанного с пятью направлениями (четыре стороны света и центр) и даже как собирательное обозначение пяти категорий домашних духов-хранителей: духов дома, дверей, очага, переулка (или торгового ряда) и центра жилища. Культ Улу Ц.-ш. распространён главным образом в Центральном и Южном Китае. Поскольку изображения Ц.-ш. нередко вывешивались под новый год на дверях домов, то Ц.-ш. иногда рассматривают и как особый вид богов дверей - мэнь-шэней.
Лит.: Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 160-71; Нагао Рюдзо, Сина миндзоку си (Описание китайских обычаев), ч. 2, Токио, 1940, с. 166-78; Day С. В., Shanghai invites the God of Wealth, «China Journal», 1928, June.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Один из богов богатства главнокомандующий Чжао-юаньшуай.

Один из богов богатства главнокомандующий Чжао-юаньшуай.


Один из богов богатства главнокомандующий Чжао-юаньшуай.
Гравюра в книге «Иллюстрированные записки о поисках духов (трёх религий)».
Москва.
Библиотека имени В. И. Ленина.

Мальчики, напоминающие богов согласия Хэ-Хэ, трясут яоцяньшу — дерево, на котором растут монеты.

Мальчики, напоминающие богов согласия Хэ-Хэ, трясут яоцяньшу — дерево, на котором растут монеты.


Мальчики, напоминающие богов согласия Хэ-Хэ, трясут яоцяньшу — дерево, на котором растут монеты.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.

Цай-шэнь стучит в ворота.

Цай-шэнь стучит в ворота.


Цай-шэнь стучит в ворота
(Цай-шэнь в одежде чиновника, рядом с ним в похожем одеянии Цзэнфу цай-шэнь — бог богатства, прибавляющий счастья).
В верхнем левом углу на облаке — двойники Хэ-Хэ.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.


Дерево, с которого можно стряхивать монеты. Конец 19 - начало 20 вв.


Дерево, с которого можно стряхивать монеты. Конец 19 - начало 20 вв.



.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЦАЙ-ШЭНЬ" в других словарях:

  • цай шэнь — Цай Чжунмо, прозв. Цзюфэн сяньшэн ( учитель из Цзю фэна ) 1167, Цзяньян (совр. пров. Фуц зянь), 1230 Философ неоконфуцианец, представитель нумерологич. (слн шу чжи сюэ) направления учения о принципе (ли сюэ). Учился у Чжу Си. Осн. соч. Хун фань… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Цай-шэнь —          в поздней кит. нар. миф. боги богатства. Ц. ш. особо почитали торговцы. Ц. ш., как и кит. чиновники, делились на гражд. и военных. В кач ве гражд. Ц. ш. в одних местах (напр., в сев. и сев. зап. провинциях) чтили легенд. героя Би ганя, а …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Цай (царство) — Цай царство X в. до н.э.  447 г. до н.э …   Википедия

  • X.1.4.13. Цай (ок. 1025 - 447 до Р.Х.) — ⇑ …   Правители Мира

  • ВЭНЬ-ШЭНЬ — [«духи поветрий (эпидемий)»], группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при династии Суй (581 618) в царствование императора Вэнь ди в 6 й луне 591 года в небе появились пять богатырей. Один из них был в зелёном халате (цвет …   Энциклопедия мифологии

  • ШИЭР ШЭНСЯО-ШЭНЬ — («духи животных 12 летнего цикла»), в поздней китайской народной мифологии духи годов 12 летнего животного цикла летосчисления. Счет годов по 12 летним циклам появился в Китае, видимо, в весьма отдаленные времена. В «Шань хай цзине» («Книга гор и …   Энциклопедия мифологии

  • Елюй Чу-цай — Елюй Чуцай, также Чу цай (кит. 耶律楚材, пиньинь Yélǜ Chǔcái; монг. Урту сахал  «Длинная борода») (3 августа 1189  2 июня 1243, близ Каракорума)  государственный деятель Монгольской империи, советник Чингис хана и Угэдэя. Учёный и писатель.… …   Википедия

  • СИ-ШЭНЬ — («бог радости», «дух радости»), в китайской народной мифологии божество радости, наслаждения; покровитель бракосочетания. Одно из первых упоминаний о С. ш. в «И чжуань» («Комментарии к „Книге перемен») Лу Цзи (3 в. н. э.). По некоторым поверьям,… …   Энциклопедия мифологии

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — Учение о символах и числах , зап. нумерология . В широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиционном Китае роль… …   Энциклопедия Кольера

  • нумерология — СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ Учение о символах и числах , зап. нумерология . В широком смысле универсальная теоретич. система, генетически производная от архаических познавательных, структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиц. Китае …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»