ХОУ-ЦЗИ

ХОУ-ЦЗИ
ХОУ-ЦЗИ
(условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
В наиболее архаических версиях преданий о Х.-ц. рассказывается, что его мать - девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Х.-ц. (возможно, что след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
Согласно преданиям, ещё в детские годы Х.-ц. любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, Х.-ц. начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил Х.-ц. на должность управителя земледелия. По другим версиям, Х.-ц. прославился при государях Шуне и Юе. Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Х.-ц. - прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например, исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине» («Книге гор и морей») представление о том, что Х.-ц. получил семена злаков из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как и к Верховному владыке - Шан-ди. Трудясь над посевами злаков, Х.-ц. умер у горы и был погребен на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались на землю.
Образ Х.-ц., по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь-нуна. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Х.-ц. сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Х.-ц. по имени Ву-ку, брат Х.-ц. - Тай-си и сын Тай-си - Шу-цзюнь, который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.
Лит.: «Шицзин», М., Изд-во АН СССР, 1957. с. 353-55; Сыма Цянь, Исторические записки, т. 1, М., 1972, с. 179-80; Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 156-58. 372-373; Гуши бянь (Спорные вопросы древней истории), сост. Гу Цзе-ган, т. 1, Пекин, 1926, с. 135-42; Митараи Масару, Ко-сёку-но дэнсэцу (Предания о Хоу-цзи), в кн.: Хиросима дайгаку бунгакубу кие (Ученые записки Литературного факультета Хиросимского университета), т. 34, 1975, с. 25-47.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ХОУ-ЦЗИ" в других словарях:

  • ХОУ-ЦЗИ — (кит. господин зерно), в китайской мифологии культурный герой, научивший людей выращивать злаки; культ его распространился в эпоху Чжоу (см. ЧЖОУ) …   Энциклопедический словарь

  • ХОУ-ЦЗИ — (кит. господин зерно) в китайской мифологии культурный герой, научивший людей выращивать злаки; культ его распространился в эпоху Чжоу …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хоу-цзи — Хоуцзи (кит. 后稷 Государь зерно или Государь просо). Имя данное родственниками  Ци. Культурный герой в китайской мифологии. Покровитель земледелия и предок династий Чжоу. Первоначально выступал как женское божество  «Мать Просо» (Муцзи) …   Википедия

  • ХОУ ЦЗИ — прозвище легендарного родоначальника племени Чжоу, к рое в 11 в. до н. э. покорило первое в истории Китая гос во Инь и дало назв. новому др. кит. гос ву. Согласно мифологич. традиции, зафиксированной Сыма Цянем в Исторических записках , его звали …   Советская историческая энциклопедия

  • Хоу цзи —          прозвище легенд. родонач. племени Чжоу, к рое в 11 в. до н.э. покорило первое в истории Китая госуд. Инь и дало назв. новому др. кит. госуд. Согл. миф. традиции, зафиксиров. Сыма Цянем в «Исторических записках», его звали Ци и жил он на… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Хоу-цзи —          в др. кит. миф. культурный герой, божеств. прародитель чжоуского племени …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Хоу-цзи-дао — о в из группы о вов Мяо дао в Желтом море, в проливе Лао те шань. О в горист; густо заселен китайцами земледельцами …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хоу Ханьшу — («История династии Поздняя Хань») продолжение исторической хроники Ханьшу, охватывающее период с 25 по 200 гг. н. э. Вместе с Ханьшу, Ши цзи и Саньгочжи входит в состав исторического канона «Эршисы ши». Составил хронику в V веке историк Фань Е.… …   Википедия

  • Хоу Хань Шу — Хоу Ханьшу («История династии Поздняя Хань») продолжение исторической хроники Ханьшу, охватывающее период с 25 по 200 гг. н. э. Вместе с Ханьшу, Ши цзи и Саньгочжи входит в состав исторического канона «Эршисы ши». Составил хронику в V веке… …   Википедия

  • Хоу-минь (царство Цзинь — Хоу минь (царство Цзинь, эпоха Чуньцю) Цзиньский Хоу минь (晉侯緡) – семнадцатый правитель царства Цзинь в эпоху Чуньцю по имени Цзи Минь (姬小子) . Сын Ао хоу. Младший брат Ай хоу. Наследовал трон по приказу чжоуского Хуань вана (周桓王), после того как… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»