ФАРН

ФАРН
ФАРН
[восходит к древнеиран. *hvarnah-, обычно трактуемому как обозначение солнечного сияющего начала, божественного огня, его материальной эманации (ср. вед. svar, «свет», «сияние», «блеск», «солнце»), возрастающей, прибывающей, расширяющейся силы (ср. индоевроп. *suer ð/-nes'), нечто желанное, достигнутое, откуда - «хорошая (благая) вещь», «желанная вещь», «благо», «имущество». Авест. х¢аðnаh, «слава», «величие», «блеск», «сияние», «харизма» и т. п., согд. ргn, «слава», «знамение» и т. п., осет. farn, «обилие», «счастье», «мир», др.-перс. farna, ср.-перс. xvarrah, «царская слава», «царское величество», перс. farr, «блеск», «великолепие», «пышность» и т. п., согд. prn, frn, сакск. phârra, «положение», «ранг», «достоинство», «звание» и т. д.], в иранской мифопоэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила. Видимо, Ф. выступал и как неперсонифицированное сакральное начало абстрактного или конкретного (материальный символ) характера, и как персонифицированный божественный персонаж. В «Авесте» Ф. - обычно некая сакральная благая доля, «хорошая вещь» («Яшт» XVII 6). Им могут владеть божественные персонажи, дарующие его людям («Датастан-и-деник»), сами люди, для которых Ф. обычно воплощается в богатстве («Яшт» Х 8, «Ясна» 60, 2, 4), доме, жене, детях, скоте, здоровье («Яшт» XV 56, известна формула пожелания Ф. для сохранения здоровья в поздних зороастрийских текстах). Ф. имеет общие атрибуты с едой, пищей, которая в иранских языках может обозначаться тем же словом, что и Ф., или его производными (авест. ¢хаrðnah, ¢xarðnti, x¢arðtay, x¢arðθa, x¢arðna и т. п.). Ф. выступает и как добрый дух - охранитель дома, в случае смерти хозяина он покидает дом, если не соблюдены некоторые условия (ср. отражения в осетинской традиции: пословица «тише, не забывай о Ф. дома», представление о том, что отцовский Ф. не уходит в царство мёртвых). Особым Ф. обладает селение, область, страна, народ. В ряде случаев говорится о Ф., скрытом в глубине вод («Яшт» XIX 51-64), о Ф., связанном с водами и реками, с солнцем, выступающим как даритель Ф. («Денкарт»). Иногда Ф. реализуется не столько в материальном виде, сколько символически - как счастье, доля, судьба (в этом смысле он сопоставим с греческой Тихе, римскими Фортуной, гением и т. п.). Именно такой Ф. свойствен, видимо, ариям в целом, жрецам-кави, Заратуштре («Яшт» Х 105). Тот, у кого есть Ф., - «обладатель благой судьбы». Ф. - объект восхвалений («Яшт» XIX), он непобедим и могуществен: он спутник победы, являющийся в виде сияющего огня («Перед Митрой летит пылающий огонь, могущественный фарн кави», «Яшт» Х 127). Образ сияющего Ф., высшей божественной доли, находящейся в обладании верховной власти (царя), получил воплощение в царском нимбе. Более поздняя традиция усвоила образ Ф. как символ незыблемости шахской власти в Иране. Ф. как доля, судьба связывался с брачными и похоронными обрядами. Ср., например, отражения в поздней традиции: свидетельства армянских авторов Фавстоса Бузанда (5 в., «История Армении», IV 24) и Мовсеса Хоренаци (кон. 5 - нач. 6 вв., «История Армении» III 27), согласно которым царская гробница - это место, где находится Ф. царя после его смерти; таджикское представление о том, что душа барана (связываемого с Ф.) помогает душе человека перейти через мост, ведущий в рай, и т. п. У осетин при введении жениха в дом шаферы возглашают «Ф. шествует!», поются свадебные песни Ф. и т. п. Иранской религиозно-мифологической традиции не было чуждо и представление о плохом Ф., откуда авестийское duš-х¢аrðnah-, «обладающий плохим Ф.». Основная мифологема о том, как Ф. оставляет своего обладателя, связана с Иимой, от которого Ф. отлетел в облике птицы варэгца (уârðγna, «Яшт» XIX 32). Тот же мотив встречается и позже. Ф. не только связан с животными, но и нередко трансформируется в зооморфные образы. О связи Ф. с птицей варэгна (сокол Варган, инкарнация Веретрагны), возможно, свидетельствует упоминание в «Яште» (XIV 36) об амулете из птичьих перьев, который приносит почтение, дарует Ф. Реконструируется (Г. В. Бейли) представление о Ф. в виде газели. Широкое распространение, особенно в сасанидском искусстве, получил образ барана как воплощённого Ф. Это связывает Ф. с Веретрагной, чьим атрибутом был баран (уже в «Видевдате» 19, 17 Веретрагна в образе ветра называется «несущим x¢arðnah-», где х¢аrðnah- толкуют как божественное знамя, знак). Начиная с Шапура II изображение барана как символа бога Ф. получает широкое распространение, а Аммиан Марцеллин сообщает, что в одном из сражений Шапур II имел на голове богато украшенный убор в виде бараньей головы (Res gestae XIX 1, 3). Сходные изображения известны на кушано-сасанидских монетах, предметах посуды и утвари. В пехлевийском сочинении 6 в. «Карнамаки Ахтахшери Папакан» образ барана на лошади выступает как воплощение царственного кейянидского Ф. Ср. использование образа барана в структуре царского трона: в «Шахнаме» Кай Кавус дарит Рустаму трон в виде барана. Видимо, эта символика имела и более глубокие корни. Уже на луристанских бронзах, на стеле из Унташгала, на ещё более ранних печатях отмечены персонажи с короной, украшенной бараньими рогами. Изображения барана присутствуют на многочисленных зооморфных ручках сосудов в среднеазиатской и сарматской керамике первых веков н. э. (иногда вместо барана выступают козёл, вепрь, собака и т. д.). Б. А. Литвинский толкует их как зооморфные символы Ф. - охранителя сосуда. Не исключена связь Ф. в образе барана с осетинским «властителем спальни», награждающим новобрачных потомством (своего рода субститутом «властителя спальни» является «святой баран», к которому в брачном обряде обращаются с просьбой, чтобы рождались мальчики; ср. связь Ф. с брачными обрядами). С персонифицированным образом божественного Ф., возможно, следует связывать находку на Кубани золотого амулета с надписью, содержащей имя Уатафарнес, толкуемое рядом исследователей как Ф. (божество) жилища. В иранской традиции есть немало примеров, когда Ф. изображался в человеческом облике. В согдийско-манихейской версии сказки о Кесаре и ворах вор, облачившийся в царские одежды, обращается к лежащему в гробнице Кесарю, объявляя, что он его Ф. Вероятно, Ф. как особое божество входил в состав согдийского пантеона (по реконструкции В. Б. Хеннига). В Бактрии у кушан Ф. изображался в виде человека в царской одежде. Широко известны изображения мужского божества Фар(р)о на кушанских монетах.
Иранские производные от Ф. - *hvarnah оказали влияние на формирование сходных понятий у соседних народов (ср. древнетюркское qut или слав. *slava), а в некоторых случаях заимствовались ими (ср. тохарские иранизмы perne, param или, возможно, славянское «парни, парень» как обозначение социально-возрастной категории мужчин, готовых к вступлению в брак).
Особый престиж, который связывался с понятием Ф., предопределил чрезвычайно широкое использование слова «Ф.» в ономастике (в частности, царской). Ср. скифско-сарматские [Φάρνης (ср. осетинскую фамилию Fœrniatœ), Φάρνάχης, Φαρνοξαρθος, Χοφαρνος, Πιτφαρνάχης, Σαιταφάρνης и др.], согдийские (βγyprn=Bagçfarn, Nanefarn, Wγašefarn и др.), парфянские (Mtrprn=Mihrafarn, Prnbg= Farnbag, Brzprn=Burzfarn и др.), хорезмийские (šy'wršprn) имена, а также ещё более древние наименования, например в ассирийских клинописных источниках: Awarparnu (713 до н. э.), Sitirparna==Èiθrafarnah-, Iparna. Характерна семантика элементов, составляющих сакрально отмеченные формы: Ф. и baga-/baγa-, «доля», «бог», arta-, «истина», xšaθra-, «царская власть», агуа, «арийский» и т. п. (ср., например, священные огни Farnbag, Aturfarnabaγ и др.).
Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 2, М., 1882; его же, О сарматском боге Уата-фарне. в кн.: Древности Восточные, т. 1, в. 2, М., 1891, г. 129-34; Тревер К. В., Золотая статуэтка из селения Хаит, в кн.; Труды Государственного Эрмитажа, т. 2, Л.-М.. 1958. с. 142--43;
Литвинский Б. А., Квнгюйско-сарматский фарн, Душ., 1968; Топоров В. Н., О происхождении нескольких русских слов (К связям с индоиранскими источниками), в кн.: Этимология. 1970, М., 1972, с. 23-37; Nyberg Н. S., Die Religionen des Alten Iran. Lpz., 1938; Widengren G., Hochgottglaube im Alten Iran, Uppsala, [1938]; его же, The Sacral Kingship of Iran, в сб.: La regalita sacra, Leiden, 1959, p. 242- 257; его же. Die Religionen Irans, Stuttg., [1965]; Bailey Н. W.. Zoroastrian problems in the ninth-century books, Oxf., 1971; его же. Armeno-Indoiranica, в кн.: Transactions of the philological society, L., 1956; его же, Iranian arya- and daha-, в сб.: Transactions of the philological society, L., 1960; Lentz W., Yima and Khvarenah in the Avestan Gathas, в кн.: A Locust's Leg. Studies in honour of S. Н. Tagizadeh, L., 1962, p. 131-134; Duchesne-Guillemin J., Le «Xârðnah», «Annali dell' Istituto Universitario Orientale di Napoli. Sezione linguistica». 1963. v. 5. p. 19-31; Bussagli М.. Painting of Central Asia, Geneva, 1963; Мo1e М., Culte, mythe et cosmologie dans I'lran ancien, P., 1963, p. 434-68; Henning W. В., A Sogdian God, «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», 1965, v. 28, № 2; Asmussen J. P., [рец. на кн.] Binder G., Die Aussetzung des Konigskindes Kyros und Romulus. Melsenheim am Glan, 1964, «Orientalistische Literaturzeitung», 1967, Jg. 62, № 5-6, Gobi R., Dokumente zur Geschichte der iranischen Hunnen in Bakterien und Indien, Bd. 1, Wiesbaden, 1967 [Katalog]; Rosenfield J. М., The Dynastic arts of the kushans, Berk.-Los Angeles, 1967.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Символическое изображение Фарна — баран с лентами на шее.

Символическое изображение Фарна — баран с лентами на шее.


Символическое изображение Фарна — баран с лентами на шее.
Фрагмент сасанидской ткани.
VI—VII вв.
Лион.
Музей тканей.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ФАРН" в других словарях:

  • Фарн — Фарн: Фарн божество в иранской мифологии. Фарн символическое изображение животворящей силы Солнечной Благодати, аналог христианского нимба божественного происхождения. Фарн село в Правобережном районе Северной Осетии. Фарн российский фильм 1995… …   Википедия

  • ФАРНÆГ — Уæрхæджы кæстæр зæнæг уыдысты Фарнæг æмæ Уон. Куы рахъомыл сты, уæд æрцардысты хицæнæй Борæты сыхы. Фарнæг хæтæнты хатти æмæ, айгуыртимæ фембæлгæйæ, стыр лæгдзинад равдыста. Нæртон лæджы кад дæлæмæ не руагъта. Хъару æмæ зондæй сыл фæуæлахиз.… …   Словарь по этнографии и мифологии осетин

  • ФАРН — Фыдæлтыккон нæртон дзырд. Царды цыдæриддæр хорзæй ис: удыхъæдæй, зæрдæйæ, зондæй, æгъдауæй, æнгомдзинадæй, рæдауæй, фæрныгадæй, – уыдон иууылдæр цæуынц фарнæй. Уыдон сты фарны суадæттæ. Зондджын æмæ фæрнджын иу не сты. Æрмæст зондæй фæрнджын… …   Словарь по этнографии и мифологии осетин

  • Фарн — I – царды цыдæриддæр хорзæй ис (сабырдзинад, бæркад, амонд), уыдон иумæ иронау ацы ном хæссынц. Æппæт хорзæхты гуырыныл та ирон адæмы фыдæлтæ нымадтой «арв хур». … – термин, обозначающий в осетинском языке всё хорошее, источником чего предки… …   Словарь по этнографии и мифологии осетин

  • Фарн (божество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фарн. Фарн  от древнеиранского  hvarnah, то есть иcкаженное название древнеиранского божества Хварно. Так называли это божество сарматы (скифы) на своем диалекте. Содержание 1 Мифология… …   Википедия

  • Фарн —          в иран. мифопоэтич. традиции божеств. сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Фарн — 363003, Северной Осетия Алания Республики, Правобережного …   Населённые пункты и индексы России

  • Фарн — (авест.) – «блеск», «сияние» – в иранской мифологии божественная сила, приносящая богатство, власть и могущество. Ф. обычно воплощается в богатстве, может соотноситься с пищей, с добрым духом – хранителем дома, селения, страны и народа, с удачей …   Мифологический словарь

  • фарн — з.б.п …   Орфографический словарь осетинского языка

  • Фарн — (Farne Islands, The Staples)Farne IslandsThe Staples, острова, группа небольших о вов у побережья графства Нортамберленд, сев. вост. Англия. Богатый животный мир о вов, наиболее замечательными представителями которого являются серые тюлени и… …   Страны мира. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»