СЮАНЬ-У

СЮАНЬ-У
СЮАНЬ-У
(«тёмная воинственность»), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэн-цзюнь, Бэйц-зи ЮШЭНЬ ЧЖЭНЬЦЗЮНЬ, В
китайской мифологии повелитель севера. В астрологии С.-у - созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, С.-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света - черепаха, обвитая змеей (совокупляющаяся с ней) (ср. Бай-ху). Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе земли и неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие «С.-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба - чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда «у», «воинственность»).
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя севера Хэй-ди («чёрный государь») древнекитайской мифологии с С.-у (в средние века С.-у именовался Сюань-тянь шан-ди, «верховный государь тёмного неба»). С кон. 10 в. С.-у стал именоваться также Чжэнь-у («истинная воинственность»), поскольку знак «сюань» был табуирован, так как входил в личное имя государя.
Поскольку север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то С.-у стал считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, С.-у - это воплощение духа Хэй-ди. Владыку севера обычно считали также правителем воды. В средние века С.-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуэй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой - нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеей, которая плывёт по воде. В некоторых местностях С.-у почтительно называли Бэй-е («дедушка Севера», «господин Севера»), а змею и черепаху - гэ - «братишки». Грозный обликом С.-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов.
С.-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий, С.-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости», цзинлэ - буддийское понятие «рай», перенесённое здесь на землю) после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. С.-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.
Культ С.-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме. Во многих храмах С.-у по обе стороны от его трона изображались восемь разбойников, бросивших своё ремесло и ставших учениками С.-у, и шесть царей-демонов, побеждённых в битве с С.-у (по другой версии, четыре военных и два гражданских чиновника из свиты С.-у).
В китайской средневековой литературе образ С.-у нашёл отражение в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов», 16 в.) Сюй Чжун-линя, романе «Бэй ю цзи» («Путешествие на север», 16 - 17 вв.) и некоторых даосских сочинениях («Саньцзяо Coy шэнь цзи» - «Записки о поисках духов трёх религий», 16 в., и других произведениях).
Лит.: Сычёв Л. П., Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История, М., 1975, с. 27-28; Maspero Н., Le Taoism et les religions chinoises, P., 1971, p. 176-77; Liu Тsun - уan, Buddhist and Taoist influences on Chinese novel, Wiesbaden, 1962, p. 151- 154; Ду Эp - вэй, Фэн, линь, гуй, лун каоши (Разыскания о фениксе, единороге, черепахе и драконе), Тайбэй, 1971, с. 106-13.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Черепаха, перевитая змеей — символ севера.

Черепаха, перевитая змеей — символ севера.


Черепаха, перевитая змеей — символ севера.
Рельеф на каменном гробу.
Провинция Сычуань.
Период Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СЮАНЬ-У" в других словарях:

  • Сюань-ди — (漢宣帝) Фамилия: Лю (劉 liú) Имя: Бинъи (病已, bìngyĭ) Храмовое имя: Чжунцзун (中宗, zhōng zhōng) Посмертное имя: Сяосюань (孝宣, xiào xuān) …   Википедия

  • СЮАНЬ-У — («темная воинственность»), в китайской мифологии бог повелитель Севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей. Такие изображение нередки на северных сторонах погребальных сооружений эпохи Хань (см. ХАНЬ ЗАПАДНАЯ) . С конца 10 в. Сюань у… …   Энциклопедический словарь

  • Сюань — (кит. упр. 宣, пиньинь: xuān, тронное имя Иту Юйлюй ди кит. упр. 伊屠於閭鞮, пиньинь: Yitu Yulǚdi)  шаньюй хунну с 85 года по 88 год. Сын Ханя. Иту Юйлюй ди 伊屠於閭鞮 …   Википедия

  • СЮАНЬ-У — в китайской мифологии бог повелитель севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сюань Хуа — 宣化 Сюань Хуа …   Википедия

  • Сюань-цзун (династия Тан — Сюань цзун (династия Тан, 712 756) Император Сюань цзун Сюань цзун (8 сентября 685  3 мая 762)  китайский император династии Тан в 712 756 годах. Был изгнан из столицы тюркским военачальником Ан …   Википедия

  • СЮАНЬ СЮЭ —     СЮАНЬ СЮЭ (“учение о сокровенном”) течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй Цзинь (3 5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в “даосском” контексте, в… …   Философская энциклопедия

  • СЮАНЬ-ЦЗАН — (600 664) китайский путешественник, буддийский монах. В 629 645 странствовал по Ср. и Центр. Азии, Индии сведения о которых собраны в его Записках о странах Запада (648) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сюань-цзун (династия Тан, 712—756) — Тан Сюань цзун 唐玄宗 Император …   Википедия

  • СЮАНЬ СЮЭ — Учение о таинственном , учение о сокровенном философское течение 3 4 вв., в западной литературе часто называемое неодаосизмом и представляющее собой своеобразный синтез даосизма и конфуцианства, испытавшей также влияние протологической… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»