СОВИЙ

СОВИЙ
СОВИЙ
в литовской мифологии основатель традиции трупосожжения и проводник душ. Трупосожжение, бытовавшее у балтов и других народов в 1-м - нач. 2-го тыс. н. э., считалось наиболее лёгким способом помочь душе достичь небесного царства и обрести там новую жизнь, воскресение. С. упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы: С. однажды поймал вепря и отдал его девять селезёнок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети съели их, разгневанный С. решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые указал ему один из сыновей. Затем сын сам отправился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро С. поведал сыну, что он изъеден червями и гадами. Тогда сын положил С. в дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчёлами. Лишь после сожжения С. сказал сыну, что «крепко спал, яко детище в колыбели». Литовцы, ятвяги, пруссы и др. названы в рассказе «совицею», а С. - проводником в ад, который ввёл Трупосожжение, «чтобы они приносили жертву... Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал». Связь С. с Телявелем и солнцем позволяет сопоставить балтийский миф с распространённым сказочным мотивом о кузнеце, воскресившем умершего (омолодившем старика; AT 753), и предположить его солярную символику. Ср. огонь погребального костра и небесный солнечный огонь, вепря, пойманного С., как зооморфное воплощение солнца («свинка, золотая щетинка»), девять врат, которые можно толковать как девять солнечных «домов» зодиака, соответствующих девяти месяцам от весеннего равноденствия до порождения нового солнца, девяти колесницам солнца в литовских песнях. Девять селезёнок вепря дублируют тему девяти врат (по сообщению Преториуса, жители Надравии гадали по селезёнке жертвенной свиньи о будущем годе, урожае и т. п.) и делают вероятным предположение о девяти сыновьях С., из которых девятый указал ему девятые врата ада. Таким образом, весь сюжет о С. может быть соотнесён с годовым движением солнца. В Ипатьевской летописи (1144), цитирующей «Хронику» Малалы, говорится о боге Свароге - Совароге, отождествляемом с кузнецом Гефестом, и сыне его Солнце. Характерно, что индоевропейский корень для обозначения солнца *sâue- (*sû-, *sue-) близок форме имени С. См. также Швинторог.
Лит.: Топоров В. Н., Об одной «ятвяжской> мифологеме в связи со славянской параллелью, Acta Baltlco-Slavica., 1966, N 3.
В. И., В. Т.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СОВИЙ" в других словарях:

  • Совий — Совий  в литовской мифологии проводник душ в царство мёртвых, изобретатель традиции трупосожжения. Сюжет о Совии известен по вставке 1261 года, сделанной западнорусским переписчиком к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы. Поймав однажды …   Википедия

  • совий — совий, совья, совье, совьи, совьего, совьей, совьего, совьих, совьему, совьей, совьему, совьим, совий, совью, совье, совьи, совьего, совью, совье, совьих, совьим, совьей, совьею, совьим, совьими, совьем, совьей, совьем, совьих (Источник: «Полная… …   Формы слов

  • анісовий — 1 прикметник від: аніс ефіроносна рослина анісовий 2 прикметник від: аніс яблуня …   Орфографічний словник української мови

  • анісовий — I а, е. Прикм. до аніс I. || Вигот. з анісу. Анісова горілка. II а, е. Прикм. до аніс II. Кальвіль анісовий …   Український тлумачний словник

  • амарилісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови

  • арахісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови

  • бісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови

  • завісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови

  • ібісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови

  • ірбісовий — прикметник …   Орфографічний словник української мови


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»