- СЕТ
- СЕТ
Сетх, Сутёх (œth, œwtb), в египетской мифологии бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса; один из четырёх детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида - она же жена С.). Священными животными С. были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл. С. в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере - около Гераклеополя - Дельта. В период Древнего царства С. наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён С. и Гора означает «царь»). При гиксосах С. был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; С. давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами С. упоминается наряду с хеттскими богами.
В период Древнего царства С. приписывалось спасение Ра от змея Апопа (С. пронзил Апопа гарпуном). Вместе с тем С. воплощал и злое начало - как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам священных животных, связанных с С., прибавлялись такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Начиная с 8 в. до н. э. эта сущность С. стала единственной. Иногда С. даже называли Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба С. и Гора (Гор лишает С. мужского начала, С. вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта С. почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отождествляли его с Тешубом, греки - с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.
р. и. Рубинштейн.
Сет Сам Брам, в мифологии народов банар, седанг и др. на юге Вьетнама герой. Со старшим братом Роком они сыновья небесного божества Глаиха. С. устраняет из жизни всякое зло, чудовищ. Он враждует со своим злым братом Роком, которого в конце концов убивает (у некоторых групп банаров, напротив, положительный герой - Рок). Потомки С. от различных матерей - банары и другие народы.
я. ч.(Источник: «Мифы народов мира».)Сет(Сетх, Сутех)Сетх — Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру. Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000-3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)— Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).— Легенды повествуют, что Сетх убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сетх вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сетха, тем самым лишив его основной части его сущности — Сетх издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.— Сетх никогда не воспринимался египтянами как божество зла. Как бог хаоса и беспорядка, он с одной стороны является силой, противостоящей созданной и упорядоченной вселенной, а с другой выступает в качестве необходимого дополнения к божественному порядку; в египетском мировоззрении идеальным всегда считалось равновесие между двумя противостоящими началами. Хор и Сетх, традиционно противостоящие друг другу, могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи.— Несмотря на проигранный спор за престол Осириса, Сетх остался повелителем южных областей Египта и «спутником Ра», источником штормов и плохой погоды, силы которой ему подвластны. Вместе с солнечным божеством Сетх участвует в ночном странствии солнечной ладьи через иные пространства, защищает Ра и души усопших от грозного змея Апопа.— Сетх был глубоко почитаемым божеством с самых отдаленных эпох существования древнеегипетской цивилизации. Его культ процветал как в Нагаде, Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной дельте Нила. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сетха, пролитую в борьбе с Хором. Именно по этому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXII династии процветал оракул бога.— Имя царя II династии Перибсена выписывалось в традиционном «серехе», увенчанном изображениями не столько традиционного Хора, сколько Сетха; его преемник Хасехемуи помещал над своим именем обоих богов. Во Второй переходный период Сетх был избран объектом почитания гиксосами в их столице Аварисе (совр. Телль эд-Даба); здесь он ассимилировал культ финикийского бога Баала. Сетх особенно почитался Рамессидами — правителями XIX и XX династий, двое из них даже носили в его честь имя Сети. Рамессиды часто ссылались на Сетха, как на владыку воинской доблести, смелости. Один из полков Рамсеса II в битве при Кадеше был также назван в его честь. Некоторые храмовые рельефы показывают Сетха обучающим фараона стрельбе из лука и вообще воинскому искусству. Цари XIX династии чувствовали особую связь с культом бога Сетха, причем это была семейная традиция, восходившая к очень отдаленным временам. Неоднократно высказывались предположения, что предки Рамсеса I каким-то образом связаны с гиксосскими правителями Египта, как известно почитавшими Сетха, или с тем слоем азиатов, которые остались в долине Нила после изгнания гиксосов и были ассимилированы местным населением. Вероятно, введенный при гиксосах культ Сетха, отождествленного с семитским Сутехом, в какой-то мере примирял чужеземцев и коренных египтян.— Тем не менее, изображения Сетха старались не помешать в царские гробницы, дабы он не нанес вреда душе усопшего царя, и даже иероглиф его имени заменяли изображением амулета Исиды тет.— От грандиозных храмов Сетха в Пер-Рамсесе и Танисе остались лишь развалины. Вероятно, аллеи к этим храмам украшались не сфинксами, а изображениями сидящего животного Сетха, под подбородком которого стоит фигура правящего царя. Одна такая статуя эпохи XIX династии хранится в собрании египетского музея в Каире. Знаменитое изображение бога сохранилось в скульптурной группе Хора и Сетха, возлагающих короны на фараона Рамсеса III; памятник происходит из заупокойного храма последнего в Мединет Абу (Фивы). В Пер-Рамсесе существовало грандиозное празднество юбилеев «эры Сетха»; стела «400-летия эры Сетха» была воздвигнута здесь Рамсесом II.— Начиная с Третьего переходного периода (ок. 800 г. до н. э.) отношение к Сетху начинает меняться. Если ранее он воспринимался как противоречивое, амбивалентное божество, то теперь он стал символизировать силы зла. В эту эпоху некоторые его статуи были разбиты или переделаны в изображения других богов; в эпоху Птолемеев особую популярность приобрели мистерии Хора в Эдфу, детально рассказывающие о повержении и уничтожении теперь уже ставшего ненавистным рыжеволосого бога песков пустыни.— Цвет, ассоциирующийся с Сетхом — рыже-красный, подвластные ему сторона света — юг, растения — салат-латук, дыни и арбузы, часть тела человека — яички. Планета Меркурий Сетх эм уха нечер эм дуаит — «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» считался небесным образом бога Сетха, изображавшимся в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.Библиография Я. Липинская, М. Марициняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001. H. te Velde «Seth, god of confusion». — Leiden, 1967. S. Quirke «Ancient Egyptian Religion». — London, 1992.ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».© В. В. Солкин «Древнеегипетский словарь»(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)СЕТв египетской мифологии бог пустыни, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земш Геба и Нут, богини неба. Его священными животными считались свинья, антилопа, жираф и осел. Сета изображали в виде человека с тонким длинным туловищем и ослиной головой- Много преступлений числилось за этим беспощадным богом. Он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст, склонял людей к убийству воровству и непочитанию других богов.(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)Гор (слева) и Сет.
Гор (слева) и Сет.
Рельеф на постаменте статуи Сенусерта I из Лишта.
Около 1950 до н. э.
Каир.
Египетский музей.
.