САОШЬЯНТ

САОШЬЯНТ
САОШЬЯНТ
(авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или нескольких С„ которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка. Авестийский «Фарвардин-яшт» (129) разъясняет: «(он называется) Сао-шьянт потому, что ему предстоит воскресить весь телесный мир». В зороастрийской священной истории Гайомарт выступал предтечей и прообразом её центрального действующего лица, Заратуштры, преемником и завершителем миссии пророка являлся С. («Фарвардин-яшт» 145, «Сад-дар» 80, 4 и др.). Согласно пехлевийскому сочинению «Датастан-и-Деник» (2, 9-12), «трое суть наилучших тех, что пребывают в начале, середине и конце творения». Чаще всего С. называли трёх сыновей Заратуштры, чудесно рождённых после его смерти. В «Гатах», приписываемых самому Заратуштре, слово «С.» встречается как в единственном числе (очевидно, применительно к самому Заратуштре 45, 11; 48, 9; 53, 2), так и во множественном (34, 13; 46, 3; 48, 12) и употребляется скорее как эпитет, соотносимый с учительско-дидактиче-ской деятельностью. В «Хом-яште» («Ясна» 9, 2) речь идёт лишь об одном С., персонаже прошедшего времени. Возможно, как С. здесь выведен Митра, а само слово было первоначально его культовым эпитетом. Иногда С. называли себя, видимо, подражая Заратуштре, жрецы поздней эпохи («Будем мы саошьянтами, будем мы победоносными», «Ясна» 70, 4). Очевидно, за С. выдавали себя некоторые цари из династии Ахемени-дов. Предполагается, что образ С. оказал влияние на иудео-христианские и гностические эсхатологические представления, при этом не исключается и позднее частичное обратное воздействие.
Лит.: Kellens J., Saošiiant, «Studia Iraniсa». 1974, v. 3; Hinnells J. R., Zoroastrian saviour imagery and its influence on the New Testament, «Numen». 1969, v. 16, tasc. 3.
Л. А. Лелеков.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "САОШЬЯНТ" в других словарях:

  • Саошьянт — Саошьянт (также Саошиант, Сосиош) (в зороастрийской / маздеистской / маздаяснийской религии) Спаситель, который прийдет на Землю для окончательной победы Добра над Злом. Всего будет три Саошьянта. Первый одну треть людей обратит в… …   Википедия

  • Саошьянт —          в иран. миф. мессия, эсхатологич. спаситель человечества …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Зороастризм — Заратуcтра. Изображение, найденное в Сирии (ок. III века н. э.) Зороастризм, также маздаизм (авест. vahvī daēnā māzdayasna   «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎  behdin, «Благая Вера»)  одна из древнейших… …   Википедия

  • МЕССИЯ — (евр. mâðĭjah, арам. mĕðîjha, «помазанник», греч. транскрипция Μεσσίας; греч. перевод Χριστος, Христос), в религиозно мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа… …   Энциклопедия мифологии

  • Ариман — Файл:Ахриман.png Ахриман Ариман или Ангра Майнью (древнеперсид. Ahriya mainyus, зендское añhro mainyus, т. е. «всеуничтожающий дух»)  олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е.… …   Википедия

  • Калки — У этого термина существуют и другие значения, см. Калки (значения). Калки (санскр. कल्कि, kalkī IAST)  …   Википедия

  • Сотворение мира — Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в. У этого термина существуют и другие значения, см …   Википедия

  • Второе пришествие Иисуса Христа — Икона «Второе пришествие», Греция, ок. 1700 Второе пришествие Христово  событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из …   Википедия

  • Аватара Калки — «Калки Аватар». 1943 Николай Константинович Рерих Калки (санскр. कलकी, Kalkī?) Мессия в индуизме аватара Вишну, его десятое воплощение. Белый Вишну сидит на чёрном коне (либо чёрный Вишну на белом), со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев …   Википедия

  • — Ормузд борется с Ахриманом (справа). Настенная гравюра в Персеполе (XII VI в. д.н.э.) Ангра Майнью, в некоторых источниках встречается под именами Ахриман или Ариман (древнеперсид. Ahriya mainyus, зендское añhro mainyus, т. е. «всеуничтожающий… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»